Мне  вспоминается  научная  конференция,  проходившая в Центральной библиотеке имени Островского почти шесть лет назад. В перерыве ко мне подошёл руководитель московской делегации (а состояла она в основном из сотрудников Института истории Академии наук Российской Федерации) К. Аверьянов и спросил: «А сколько Ржеву лет?». Я ответил, что впервые первый волжский город был упомянут в русских летописях (Новгородской и Троицкой) в 1216 году. И тогда профессор из столицы задал ещё один вопрос: «А почему же вы не хотите войти в федеральную программу?». Честно скажу – эти слова учёного меня поразили. О существовании какой-либо программы я не слышал, наивно полагая, что такие возможности должны находиться в сфере интересов городской администрации. Аверьянов попутно заметил, что города, попавшие в федеральную программу, получают солидную сумму к юбилею. И добавил, что, например, Орёл, который тогда отмечал 450 лет со дня основания, такие преференции уже имеет.


НА ПУТИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ. И вот, подождав несколько месяцев, я отправился в администрацию города. Некоторое время ожидания потребовалось в связи с тем, что о вхождении в программу речь шла и раньше, причём при депутатах Ржевской городской Думы, И я опять же по наивности своей думал, что они-то уж точно донесут эту мысль до руководства города. Однако – не донесли. Тогда я пришёл в общий отдел и записался на приём к главе города. Он был избран около года назад и начал работу весьма решительно. Заведующая общим отделом спросила меня, по какому вопросу я хочу встретиться с главой и, услышав, что по поводу празднования 800-летия Ржева, засмеялась: «Так ведь ещё шесть лет до юбилея, куда вы торопитесь?». Но на приём всё-таки записала. Глава встретил меня замечательно: усадил в кресло, расспросил о грядущей дате, даже попенял мне – мол, чего же так долго ждал! Сказал, что в скором времени администрация займётся этой темой вплотную. И… на этом всё закончилось. А потом глава покинул свой пост. На его место пришёл другой. На работу в администрацию пришла и Елена Николаевна Ямщикова. Она-то и взялась за это дело по-настоящему, с подъёмом и энергией. Долго собирала документы, ездила в Москву. Понадобилась подпись даже самого президента Академии наук РФ. Собрала Елена Николаевна все бумаги, отправила их в столицу. А потом, за три года до юбилея, появился Указ, подписанный В.В. Путиным, о праздновании 800-летия со дня основания г. Ржева. Тут разговор пошёл о деньгах. Много было сказано слов: администрация хотела получить около 4 миллиардов рублей – Кремль давал только полтора. А тут Крым вернулся в Россию, стартовали западные санкции. И о больших деньгах говорить перестали. И всё-таки замечательно, что свой 800-летний юбилей Ржев отметит. И деньги, пусть и не столь значительные, городу всё-таки выделяют. И сами ржевитяне, наиболее активная и неравнодушная их часть, включились в работу по подготовке к славной дате. В первой половине марта Ржеву исполнится 800 лет. Почему в первой половине? Очень просто: одни настаивают на том, что юбилей города должен отмечаться 1 марта, как и обозначено в летописях. Другие полагают, что в связи с переходом на новый стиль, 800-летие попадает на 14 марта. Не станем спорить – кому как нравится, так пусть и празднует. Тем более что основные мероприятия пройдут в конце июня, в канун и непосредственно в День города.

О 1000-ЛЕТИИ РЖЕВА. В последнее время вновь оживились разговоры о том, что зловредные историки приуменьшают возраст Ржева, что нашему городу в ближайшие годы исполнится 1000 лет. Догадываюсь, откуда идут эти слухи. В конце прошлого года вышла из печати книга «Ржев – Слуцк». Авторами основного текста были Евгений Иванович Ожогин и я. Но кто-то, назовём его N, вмешался в наше творчество и, несмотря на то, что в альбоме говорится о 800-летии Ржева, вставил такую фразу: «Письменные источники упоминают о Ржеве лишь с XII века». И пошли гулять легенды о десятивековой истории первого волжского города. Поэтому придётся в очередной раз (для самых толковых) рассмотреть гипотезы о датах основания Ржева. Итак, первая дата – 1019 год. В новгородском «Уставе о мостах», принятом в 1019-м, упоминается район Новгорода – «ржевская сотня». Казалось бы, вот оно – первое упоминание. Но известный историк, академик М.Н. Тихомиров доказал, что это – вставка XIII-XIV веков. Более того, во время, когда она была сделана, на Руси существовало два Ржева, точнее, две Ржевы (города называли в женском роде) – Ржева пустая (в Псковской земле) и Ржева Владимирова (наш Ржев). И к Великому Новгороду теснее относилась именно псковская Ржева. Вторая гипотеза – 1150 год. Речь идёт об Уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича. В ней идёт речь о вержавлянах великих. А Николай Михайлович Вишняков в своей книге «Ржев» пишет о вержевлянах великих. И, изменив одну букву, краевед говорит о том, что речь идёт о Ржеве. Хотя тут же, рядом, упоминает смоленский город Вержавск. Нужно заметить, что эти гипотезы были высказаны задолго до Н.М. Вишнякова. Он лишь повторил многолетние заблуждения.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.