ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ

– Александр Васильевич! 23 февраля – хороший повод поговорить о любви к Отечеству. Тем более, с вами, человеком в Ржеве хорошо известным. Вы – кавалер ордена Красной Звезды, причём удостоены этой награды трижды – «за большие заслуги в деле обороны государства и обеспечения госбезопасности». Как вы думаете, патриотизм – чувство врождённое?

– Да, пожалуй, мы, люди служивые, более обострённо реагируем на всё происходящее в стране – в отличие от рядовых обывателей. Раз уж вы коснулись темы прежних боевых заслуг… Воевал – награждали. Война для офицера – праздник, но на том празднике тебе обязательно следует быть тамадой! За весь период службы (36 лет – военной, 3 года – гражданской) самым сложным временем стал Кавказ, а самым хорошим – Афганистан. Несколько раз меня чуть было не убили, но Господь – милостив.

Что же касается патриотизма, то есть, любви к Отечеству… Раньше люди жили на земле и знали ей цену. Здесь, в деревне, корни русского человека, и никто прежде эти корни не «выдёргивал». И сейчас снова во главе угла – Отечество, вера, земля, народ. Важно понимать, что мы являемся хозяевами на своей земле – до тех пор, пока она у нас есть, пока мы свободно говорим на родном языке. Народ, который не смог отстоять свою землю, и на всё остальное не может рассчитывать. В былые времена священники в храмах говорили людям, что каждый из них – защитник Отечества, что это – Богом данная земля. И мы должны её защищать по очень простой причине – кому-то всегда хочется взять и забрать её у нас.

Вся история Отечества – тому подтверждение. Знаете, я сам очень люблю историю и считаю, что именно этот предмет должна стать самым главным в школе. Все наши беды – от того, что мы не знаем собственной истории!

ПОТЕРЯ ДУХА – ВОТ БЕДА!

– Думаю, военно-патриотическая работа должна стать такой, какой была в Советском Союзе. Мы шли в армию, и родители нам говорили: «Сынок, служи достойно, чтобы нам не было за тебя стыдно!». А в чём беда многих наших современников? В том, что центральный смысл жизни для человека умещается в его кошелёк. Но для человека религиозно мотивированного существуют высшие ценности. И на фоне исторических катаклизмов они приобретают поистине спасительное значение!

Ведь когда мы себя теряем? Когда не деньги теряем, а дух. Я – казак по крови и по духу. Наша фамилия – одна из самых распространённых на Дону. Потатуйкой в наших краях именовали удода. Эта заметная птица издревле упоминается в различных литературных источниках, в том числе в Священном писании. Думаю, не случайно православие испокон веков служило духовным стержнем казачества. Иначе и быть не могло: проводя большую часть жизни в боях и походах, на краю жизни и смерти, казаки острее ощущали временность земного бытия. И как человек военный я прекрасно это понимаю…

ПОЛЗУЧАЯ ЭКСПАНСИЯ

– К примеру, что происходит сегодня на Западе? Европейцы настолько продвинулись в своём либерализме, что оторвались от родной почвы и зависли в некоем историческом безвоздушном пространстве…

– Европейская цивилизация отказалась от своих христианских корней и пожинает плоды?

– Всё, что происходит сейчас на Украине – это ползучая экспансия западного мира с его богопротивными ценностями и лукавством, в основе которого лежит антихристианский дух, против которого сражались во время Великой Отечественной войны наши деды. Вспомните: в военные годы на СССР ополчилась вся Европа! С тех пор в истории и в мире ничего не изменилось: поменялись лишь средства достижения политических целей. Во все времена происходит одно и то же: как только Россия становится сильнее – сразу находятся поводы для того, чтобы ограничить её развитие.

– А какова духовная суть этого явления – борьбы Запада против России?

– Это – давняя борьба тьмы со светом, принявшая общемировой масштаб. Помните, как Господь говорил: «Восстанет народ на народ и царство на царство»… Кажется, мы живём в то время, когда эти слова сбываются с потрясающей точностью. И лидеры западной коалиции открыто призывают объединённый «свободный мир» покончить с Россией.

– А ведь мы ещё не вполне осознаём масштаб нынешних перемен, в которых украинский конфликт – лишь малый, хоть и важный по своей значимости эпизод. Ваше мнение – как будут разворачиваться события дальше?

– Все войны заканчиваются миром, но эту войну нам никак нельзя проиграть. И русские люди будут воевать, уходя на передовую добровольцами. Штурмовые роты сейчас в основном из них и состоят – именно они минимизируют потери. А если добровольцев станет мало, я пойду и такие, как я. Мы всегда готовы взять на себя ношу защитников Отечества, поскольку для казака это священный долг! Лично я участвовал в пяти военных конфликтах. Нас учить не надо – мы давно всему обучены…

ЖИТЬ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ

– Вы же воевали на Донбассе в 2014-м?

– Да, в должности заместителя начальника штаба погранвойск. И знаю ситуацию изнутри: трагедия Донбасса не прекращалась ни на один день! Тогда вместе со мной поехали казаки – из Твери и Ржева. Ополченцы гнали на нас неподготовленную украинскую армию, и в то время мы могли спокойно выйти на границы непризнанных народных республик. Местные жители – шахтёры, русские, – сами к нам пришли. Ведь раньше это были русскоязычные области войска Донского, позже потомки тех казаков в шахтах работали.

Они тогда сказали: нас никто не учил воевать, а вы научите! Поскольку теперь нам нужно защищать родную землю: здесь наши шахты, могилы наших дедов и отцов, и мы отсюда никуда не уйдём. Жители Донбасса самоотверженно сражаются за своё право жить на своей земле! И я точно знаю, что все они вернутся к «родному пепелищу», где родились и выросли, где находятся могилы их предков…

СТАВКА НА ПРОФЕССИОНАЛОВ

– Александр Васильевич, до недавних пор у нас делали ставку на профессиональную армию. А не заключается ли проблема в том, что наши Вооружённые силы подстраивали под некие западные стандарты? Мол, современная армия – это хоть и небольшой контингент, но высокотехнологичный, с современной базой, новейшим вооружением. В погоне за профессиональной армией пришли к тому, что люди шли служить за хорошим денежным довольствием и военной ипотекой, а когда пришло время воевать…

– Профессиональная армия нужна, и создана она для локальной защиты наших интересов. Армия, которая должна защищать государство, находится в запасе – я имею в виду мобилизационный резерв. Но этот резерв станет мобилизационным лишь в том случае, если будет находиться в боевой готовности. Для этого раньше существовали военные сборы.

Солдат должен быть обучен до автоматизма. Следует его тренировать и учить, чтобы в подсознании откладывались варианты на каждую ситуацию – он ещё и подумать не успел, а уже действует. Такая подготовка убирает потери или сокращает их в разы. Уходит чувство страха – его остаётся ровно столько, чтобы обеспечить свою безопасность.

Я воевал в Афганистане: из 150-тысячной группировки советских войск мы за 10 лет потеряли 11 тысяч человек. Солдат, которые приходили к нам по призыву, полгода готовили на границе с Узбекистаном офицеры, уже имеющие опыт Афгана. Когда солдат приходил в подразделение, с ним тоже занимались, а чтобы он не растерялся и не пропал, за него отвечали двое старослужащих…

– Вообще, СВО вскрыла много организационных проблем?

– Дело не в солдате, а в том, кто этим солдатом руководит. Когда в 2014 году я ехал на Донбасс, знал, что там ничего нет. Купил себе бронежилет – пятой степени защиты и всё, что нужно. Но сейчас снаряжение и обмундирование должно постоянно на складах лежать. И это – задача тыла Вооружённых сил.

– Кстати, сейчас все дружно взялись вязать тёплые вещи мобилизованным. Идея была подхвачена многими и превратилась в настоящее движение. Это – профанация, или носки с варежками действительно нужны?

– Носки и варежки – нужны, только вопросами экипировки мобилизованных должно заниматься государство.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

– Да, видимо, следует что-то сделать внутри страны, чтобы не было так, что 300 тысяч человек идут Родину защищать, и столько же, а то и больше, бегут за границу…

– Сегодня мы воюем с Западом, и это противостояние необходимо не для того, чтобы победить Украину. Мы уже перешли в этап экзистенциальной войны, когда сражаемся за своё существование. Потому что я уверен: если мы не победим – они не остановятся на границах Крыма и Белгородской области, а, подгоняемые своими западными кураторами, будут работать на разрушение Российского государства как такового…

– Благодарю вас за интервью. И – с праздником!

Ирина КУЗНЕЦОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.