Недавно, 17 января, Александру Харченко, экс-мэру города, Почётному гражданину Ржева, исполнилось 70. Он ушёл из «большой политики» – с поста главы – в 2009-м, открыв новую страницу в своей насыщенной на события биографии. О том, чем сегодня живёт человек, 18 лет возглавлявший второй по величине город губернии, – в нашем интервью с юбиляром.
«БОНУС» ОТ ЖИЗНИ
– «70 лет – возраст расцвета для политика» – говаривал персонаж Леонида Броневого из культового фильма «17 мгновений весны». Вы согласны?
– Мне ближе цитата Ирины Антоновой, бывшего президента столичного Пушкинского музея, которая считает, что жизнь сверх 70 лет – это «бонус, которым нужно распорядиться с умом». «Обязательная программа» закончилась – начинается «произвольное катание». Кстати, она сама ушла из жизни в 98, до конца сохраняя активность…
– При этом Ирина Александровна полагала, что один из главных секретов долголетия – «максимальная реализация себя». Вы ушли с поста главы в 58, закрыв тему с политической карьерой, несмотря на огромный опыт руководства Ржевом. Тогда, в 2009-м, так ли представляли своё будущее?
– Вы удивитесь, но именно так и представлял: я активно интересуюсь жизнедеятельностью города и по возможности участвую в решении его проблем. Прежде всего, в статусе члена оргкомитета по проведению публичных слушаний в отношении городского бюджета, Совета Почётных граждан и ветеранской организации…
– Именно так сейчас выглядит ваша «произвольная программа»?
– Ну, для начала следует расстаться с обязательной (Смеётся). Я всегда считал себя хозяйственником, а уже потом – политиком, ведь для чиновника активное участие в общественной жизни неизбежно. Помню, как в бытность работы заместителем председателя горисполкома, руководителем городской плановой комиссии, мне предложили обучение в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. Но прежде первый секретарь горкома КПСС Геннадий Александрович Козлов спросил, кем я вижу себя в будущем, и я ответил, что именно хозяйственником, – с тех пор так и повелось. В итоге ВПШ я так и не окончил… Но зато получил экономическое и юридическое образование, коих категорически не хватало главам Ржева, которые работали на этом посту после меня. Собственно, по этой причине все они и не состоялись как эффективные руководители.
Что же касается последующей «реализации себя» – в 2009-м, да и позже, мне поступали самые разные предложения. Например, предлагали какие-то должности на уровне региона; в Ржеве – пост председателя Гордумы… Но работу вне города я уже не мыслил, а в Думу не пошёл как раз по политическим соображениям. Тогда губернатор Дмитрий Зеленин активно продвигал тему разделения властей (через выборные органы), а я и мои единомышленники были категорически против «двуглавия» и отмены прямых выборов. Поскольку сам прошёл «горнило» четырёх избирательных кампаний, по сей день считаю: только мандат от народа даёт моральное право на управление городом от имени его жителей. Ну, а Александр Щетинин, возглавивший Ржев после меня, с лёгкостью «продавил» этот вопрос…
«ПОСЛЕДНИЙ БАСТИОН» И НОВЫЕ РЕАЛИИ
– Время тогда было знаковое – первый в регионе город воинской славы именовали «последним бастионом», независимым от субъекта, с высокой степенью самостоятельности. Как этого удалось достичь?
– Прежде всего, за счёт налогов, которые оставались на месте и грамотной бюджетной политики. Бюджет города мы исправно перевыполняли, что позволяло, ни на кого не оглядываясь, реализовывать собственные проекты. Даже в 90-е, самый трудный для страны период, Ржев фактически находился на самообеспечении – действовали два хлебокомбината, мясокомбинат, молочный и пивзавод… Благодаря взаимозачётам, коими тогда жила вся страна, успешно решали массу проблем – в том числе по долговым обязательствам в сфере ЖКХ…
В целом в нашей жизни было немало недостатков, но оценивая их с высоты прожитых лет, порой ловлю себя на мысли, что сегодня их можно отнести к достоинствам. Прекрасно осознаю: моя самостоятельность в конечном итоге вышла мне боком, но если бы была возможность «зачеркнуть всю жизнь и сначала начать» – я прожил бы её точно так же…
– После вашего ухода с поста мэра стартовала многолетняя чехарда со сменой глав. Некоторые запомнились критичными проблемами в сфере ЖКХ, про деятельность прочих и вспомнить нечего. Зато ваши 18 лет во главе Ржева сейчас многие характеризуют как расцвет города. Это я к чему? Деятельность нынешней администрации после многих лет застоя можете именовать неким Ренессансом в жизни первого волжского города?
– Для начала следует объясниться. На мой взгляд, публичные слушания на уровне Гордумы – это единственное достижение самоуправления, которое муниципалитетам удалось сохранить после принятия 131-ФЗ об общих принципах местного самоуправления (на минуточку – с тех пор почти 17 лет минуло). Так вот, теперь в соответствии с законодательством глава вынужден играть роль эдакого «прапорщика», выполняя задачи, спущенные сверху – в отсутствие всякой самостоятельности. В городе действует прямое губернаторское управление, приток в город федеральных и областных средств, связанных с открытием Ржевского мемориала Советского солдата, – это прямая заслуга главы региона, а не руководителей на местах. И это не их вина – скорее беда…
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.