Недавно мы побывали в гостях у Аллы Турковой, руководителя театра мод «Сами» (1992-2010 г.г.) Станции юных техников. И она рассказала нам о главном увлечении своей жизни.
ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА
– …Вот мой любимый шкаф-костюмерная – муж мне его на 45 лет подарил. В нём хранятся мои коллекции – словно предметы искусства, смотреть на них одно удовольствие! Также здесь находятся костюмы, которые создали своими руками мои талантливые ученицы. Всё это – достояние театра мод «Сами»! Я бы с радостью и гордостью обратилась к ним в новых показах. Потому что главную оценку костюмам всегда ставит зритель: театр мод – это зрелищное мероприятие!
К сожалению, за то время, что не работаю в СЮТ, в Ржеве выросло поколение, которое не знакомо с русским народным костюмом… Но одно дело – костюмы посмотреть и уйти. И совсем другое – понять человека, который всё это сотворил. А давайте-ка кофейку? – предлагает гостеприимная хозяйка дома.
Напомним: за время своего существования в Ржеве театр мод «Сами» под руководством Аллы Ивановны становился неоднократным лауреатом всероссийского конкурса, активно участвовал в культурных программах городских праздников. Искусством юных модельеров из Ржева восхищались во многих городах России и даже в других странах. Например, русская диаспора в Финляндии однажды попросила представить коллекцию «Русские узоры» на своём празднике в городе Сало.
ЕСЛИ УМЕЕШЬ ШИТЬ
– 50 лет живу в Тверской губернии – это родина моей мамы и всей её родни, но родилась я в городе Орске Оренбургской области, – рассказывает Алла Ивановна. – Станции юных техников посвятила 30 лет, из них 18 – театру мод «Сами». Тогда директором СЮТ работал мой супруг, Александр Турков: у него была секция картинга, от которой учреждение дополнительного образования и ведёт свой отсчёт, а у меня – театр мод «Сами».
Вначале супруг пригласил меня работать в СЮТ методистом, при этом долго уговаривал. Ведь я тогда работала фельдшером в школе №1 им. А.С. Пушкина (окончила Ржевское медучилище в 1980 году). Но при этом любила шить! С пяти лет сама платья куклам шила, хотя никто меня этому не учил. Я и сейчас шью себе абсолютно всё. А если умеешь шить, то сможешь и всё остальное!
ДЕЛО В ХАРАКТЕРЕ!
Я всегда мечтала жить в собственном доме. И дом построила – сама. Уже правнук в нём бегает. Наше родовое гнездо. Для меня – лучшее место на земле! Летом занимаюсь домом, а осенью и зимой – творчеством. Последнее моё произведение – лоскутное панно «Времена года» – зима, весна, лето… Осеннее панно пока в работе, надо подобрать подходящие ткани. Своими творениями декорирую стены в комнатах. Очень люблю собирать из разноцветных отрезков тканей лоскутные покрывала. Уже шесть штук готовы!
После СЮТ ещё лет 10 работала в школе – преподавателем технологии, изобразительного искусства, была классным руководителем. «Я полезных перспектив никогда не супротив! Я готов хоть к пчёлам в улей, лишь бы только в коллектив!» – писал Леонид Филатов в моей любимой пьесе «Про Федота стрельца, удалого молодца».
Дополнительно в третьей школе работала, в группе продлённого дня. Однажды задумалась: чем бы занять детей? А пуговиц у меня очень много, вот и привлекла мальчиков к декоративному творчеству! Их руками пришиты 495 пуговиц на 81 квадрате из ткани – так и вышла у нас таблица Пифагора.
Всё получалось в моей жизни! Думаю, дело в характере. Вокруг меня всегда были очень хорошие люди. Я психолог по образованию, и если чувствую: это не мой человек, – просто отхожу в сторону и ни о чём не сожалею. Характер людей не меняется, переделать человека невозможно. А себя зачем переделывать? Себя надо ценить и любить!
НЕ ПРОСТО ДЕФИЛЕ
– Мы придумывали костюмы и представляли их публике, – продолжает рассказ Алла Ивановна. – Но каждый раз у нас проходило не просто дефиле ради показа костюмов – я старалась из каждого выступления сделать небольшое театрализованное представление. Каждый наш номер – это отдельная история!
А начиналось всё так. Однажды в газете «Московский комсомолец» увидела объявление о наборе в школу моделей. А мне – 40 лет! Тем не менее, отправилась в Москву, в Дом моды «Сезоны», где преподавала ученица модельера Вячеслава Зайцева. Училась наравне с юными девушками. Когда окончила школу моделей, стало ясно, как нужно показывать коллекции костюмов.
Где мы только с моими девочками не выступали! Все они, как на подбор, – высокие, стройные, красивые. Занимались в театре те, кому это дело искренне нравилось. Девочки с желанием и вдохновением осваивали знания, умения и навыки ведущих специалистов сферы моды – дизайнера, модельера, закройщика, портного, модели. Я старалась развить их способность видеть и чувствовать прекрасное, воплощать свои идеи в материале…
РУССКОСТЬ ВИДНА
В год создавалась одна коллекция – настолько это сложная и трудная работа! Мало только её «разработать», важно правильно снять мерки, сшить костюм для каждой участницы, подобрать музыку, организовать показ коллекции, продумать каждый образ до мельчайших деталей.
Внешний облик человека – ансамбль, где физические данные, одежда и манера поведения, во многом определённая манерой ношения костюма, соединяются в единое целое – образ, в котором гармонично и неразрывно существуют эстетическое и этическое начала. У нас – сценический русский костюм, но русскость обязательно должна была видна! Я считаю, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста, пробуждая в детях чувство любви к Родине, а не навязывать его, поскольку в основе патриотизма лежит духовное самоопределение…
Так, одна из моих коллекций посвящена старинным русским народным промыслам: хохлама, палех, финифть, крутецкая игрушка, вологодские кружева. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно спадающими линиями. За основу был взят чёрный цвет, а ткань – габардин. Отделка пайетками всех цветов – от белого до чёрного. Каждый костюм – узнаваем, поскольку точно передаёт рисунок изделий народного промысла. Металлические подносы – это «Жостово», а изящные женские украшения – «Финифть». Деревянные матрёшки – «Крутецкая игрушка», а деревянная утварь – «Хохлома». Низ платья украшает расшитое пайетками название промысла. Головные уборы стилизованы под кокошники.
Ещё одна коллекция – «Вера, Надежда, Любовь» – посвящена православной вере и нашим святым. Её основа – вышитые крестом нитками мулине иконы. Длинные платья из простой хлопчатобумажной ткани цвета топлёного молока – кажется, что от них исходит запах сена и деревенского молока. Не украсить такие платья вышивкой просто нельзя, поэтому она располагается по низу рукавов и подолу в виде полос шириной 3 сантиметра. Головной убор также очень прост – это девичья головная повязка из ткани с вышивкой.
Цель театра мод «Сами» – создавать такие костюмы, которые при показе на сцене или подиуме могли бы вызывать слёзы радости у зрителей или ностальгию по ушедшему прекрасному времени. Коллекция «Ностальгия» выполнена из льняной ткани нового поколения – чистейшего белого цвета с использованием старинных кружев, связанных крючком. Кружева отреставрированы, отбелены, минимально разрезаны. Их нельзя назвать старыми и ненужными в наше время – им необходимо дать вторую жизнь! Если раньше они украшали дом, то сегодня это сценический костюм.
Каждый наряд из коллекции «Ностальгия» вдохновлён кружевами. Кружева располагаются по краю деталей, низу рукавов и платья, окаймляют вырез горловины. Для головных уборов использованы шляпки, обтянутые тем же кружевом. Коллекция посвящена женщинам XIX века, и её нельзя представить без маленьких изящных кружевных сумочек…
А вот в коллекции «Сказки Пушкина» мы использовали нетрадиционные, почти бросовые материалы. Кстати, знаете, сколько у Пушкина сказок? Никто ведь обычно не помнит. Семь! Коллекцию посвятили 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича. Придумали аппликации на костюмах по мотивам сказок. Сам костюм выполнен из ситца, а аппликации – из упаковочных мешков из-под сахарного песка.
В 2002 году в Ярославле, на фестивале «Русский костюм на рубеже эпох», наша коллекция заняла первое место. Это коллективная работа преподавателей СЮТ. Фестиваль в Ярославле проходит каждые два года, и мы посещали его пять раз. А однажды я сама участвовала в показе чужой коллекции – в качестве модели, когда поехала на фестиваль как гость.
В СЕРДЦЕ – НАВСЕГДА!
Перед новым, 2024 годом, на АО «514-й АРЗ», где работает внучка, придумали конкурс «Стоп-кадр». К участию приглашались семьи. Ксения – человек творческий. Вместе решили сделать костюм Марфушеньки-душеньки из киносказки «Морозко». Придумали костюм, косу соорудили изо льна, кокошник, макияж… Заняла тогда Ксения второе место. А в День города был объявлен костюмированный велопробег, и Ксюша с семьёй тоже захотела в нём участвовать. Одела их в народные сарафаны, добавив парик и косу, – в результате наша семья заняла первое место.
А мне участие в конкурсах вновь напомнило работу в театре мод: незабываемые впечатления, море положительных эмоций и радость победы! Одежда запоминается! Тот, кто хоть раз попробовал придумать и сделать декоративно выразительный костюм, уже не сможет забыть тех творческих волнений, которые связаны с его созданием. Это увлекательнейшее занятие, а полученный эффект может превзойти все ожидания!
В этом убедились все участницы театра мод «Сами». С 4 по 11 класс у меня занимались: Мария Терентьева, Анастасия Огонькова, Анжелика Алексеева, Дарья Петрова, Виктория Котлярчук, Надежда Самсонова, Вера Самсонова, Ксения Туркова, Анна Ёлкина. Именно их руками были созданы и представлены на многих площадках и сценах городов России все коллекции костюмов театра мод «Сами». Моя большая благодарность любимым девочкам. Они навсегда в моём сердце!
Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото из личного архива.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.