Зачем профессора Тверского медицинского университета пошли работать стажёрами в инфекционный  госпиталь? 


О героизме медиков в контексте пандемии COVID-19 уже сказано много, по всей стране открываются памятники как дань благодарности общества каждому, кто принимает участие в ликвидации эпидемии. Когда в адрес доктора звучит слово «герой», нормальный врач морщится, поскольку это вовсе не геройство, а обычная работа: профессия у нас такая – людей спасать. И в этом мнении медики вполне солидарны. Впрочем, как и в искреннем стремлении принять личное участие в общем деле борьбы с опасной инфекцией – невзирая на возраст, специализацию и профессиональные предпочтения.

Будучи практикующим врачом и видя сложность ситуации изнутри, могу сказать, что очень уважаю тех коллег – не только пульмонологов, реаниматологов и инфекционистов, – кто на время пандемии забыл о своих привычных врачебных обязанностях и пошёл работать в «красные зоны» госпиталей. Вполне понятно мне и аналогичное стремление студентов-медиков – такой практики они не получат ни на одной из кафедр университета. Но вот желание работать с ковидными пациентами теоретиков, не имеющих клинического опыта и стажа, вызвало у меня искреннее удивление.

ПАНДЕМИЯ СЛУЧАЕТСЯ РАЗ В ЖИЗНИ

Сразу двое преподавателей кафедры анатомии ТГМУ – профессор Светлана Ульяновская и старший преподаватель Ирина Шабанова – уже больше года работают врачами в инфекционном госпитале Тверской городской больницы №6. Желание пойти в «ковидарий» возникло не случайно: обе в первую волну переболели коронавирусом, побывав в роли пациентов, потеряли знакомых и друзей, а самое главное – видели, насколько тяжело приходится врачам, поскольку специалистов катастрофически не хватает. Клинического опыта у обеих не было, поэтому, несмотря на степени и звания, им пришлось срочным порядком проходить экспресс-курсы, чтобы получить допуск к работе с пациентами. В качестве… врачей-стажёров!

– Никакого смущения не было! Наоборот, новые знания, новые навыки, новый род деятельности – всё это крайне интересно! Я всегда с интересом относилась к клинике, скучала по живому общению с пациентами, – делится своими впечатлениями Светлана Ульяновская. В своё время окончила стоматологический факультет, но всю жизнь преподавала анатомию. А когда представился случай, решила: а почему бы и не попробовать? Пусть мы и теоретики, но, в первую очередь, врачи, люди с медицинским образованием, которых учили помогать тем, кто в этом нуждается. Чем мы хуже студентов? А потом, пандемия – это в какой-то степени историческое событие, которое бывает в жизни всего один раз. Считаю, что я просто обязана принять в этом личное участие – хотя бы для того, чтобы потом рассказать об этом своим внукам. Своеобразная, конечно, мотивация, но тем не менее…

У Ирины Шабановой другая история – в ковидный госпиталь сначала пошёл работать её сын. Вслед за ним потянулись его друзья – все из числа бывших студентов. Они-то и предложили Ирине Николаевне присоединиться к их дружному коллективу. Из чувства солидарности и тревоги за здоровье единственного ребёнка она не смогла спокойно усидеть дома – опытному педагогу нужно было всё увидеть своими глазами и контролировать ситуацию. Параллельно коллеги-клиницисты постоянно говорили о том, что врачей в инфекционных госпиталях катастрофически не хватает. В общем, пазлы сошлись воедино…

У КАЖДОГО СВОЯ «ФИШКА»

Когда С.А. Ульяновская и И.Н. Шабанова переступили порог «красной зоны», сразу же встретились со своими недавними студентами. Они, конечно, весьма удивились, но новому кадровому пополнению обрадовались. А дальше была работа. Тяжёлая, напряжённая, подчас изнуряющая. На всё остальное попросту не хватало ни времени, ни сил. Новобранцы активно учились и постоянно консультировались с более опытными коллегами. Фундаментальные клинические знания, полученные в мединституте, чудесным образом всплывали в памяти и тут же подкреплялись новыми практическими навыками.

– Огромную помощь нам оказывали доктора, – делится Ирина Шабанова. – Никто и никогда не показал своего недовольства или раздражения, всегда к нам относились с уважением и вниманием. Плюс ко всему отделением тогда руководил наш коллега, зав. кафедрой факультетской хирургии ТГМУ профессор Фамиль Бабаев. Он сразу взял нас под своё крыло и во всём помогал, понимая, насколько нам сложно адаптироваться к работе в клинике. Коллегиальность, взаимовыручка, полное понимание и участливость, никакого дискомфорта и высокомерия – потрясающие ощущения!

Первое время сказывались дефицит практики и отсутствие клинического опыта. Но наши теоретики сразу нашли свою «фишку» – выручал педагогический талант общаться с людьми. Речь идёт о качествах, которых частенько не хватает клиницистам, сосредоточенных на манипуляциях, – на беседу с пациентами у них попросту не остаётся времени. Наши героини старались лечить словом: разговаривали, объясняли, отвечали на вопросы, отвлекали от плохих мыслей, уделяли внимание каждому. В условиях ковидного госпиталя это бесценное «лекарство», коего очень не хватает здешним пациентам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.