– Самое сложное в этой работе – видеть смерть, – рассказывает ведущий учёный-анатом Тверского региона Светлана Ульяновская. – Мы всю жизнь имеем дело с трупным материалом, в этом смысле нас трудно чем-то напугать или удивить. Но момент неминуемого ухода человека из жизни мы не забудем никогда! Самым трудным моментом для меня была не реанимация умирающего человека, а телефонный разговор с его родственниками, которым я должна была сказать о трагедии. Реакцию на сообщение о смерти трудно переживать спокойно…

КАФЕДРА – В ПРИОРИТЕТЕ

Признаюсь, лично мне довольно сложно представить, как можно совмещать врачебную деятельность в ковидном отделении с чем бы то ни было, а тем более – с работой на кафедре. Но Светлана Ульяновская и Ирина Шабанова ни на один день не оставляли своей педагогической работы.

– Кафедра – это наши ежедневные будни и непоколебимый приоритет, – пояснила профессор Ульяновская. – Мы ни разу не пропустили занятия, все студенческие группы вели самостоятельно. Когда начали работу в госпитале, университет частично перешёл на дистанционное обучение – у нас были очные и заочные группы. Обе формы оказались доступны и методически чётко были проработаны. Был момент, когда мы предложили студентам выбор: либо мы переходим на обучение в онлайн-режиме, либо занимаемся на кафедре, но в более позднее время, после смен в больнице. В анатомии важно не только выучить терминологию, но и увидеть нюансы строения на реальном препарате, своими руками потрогать все «бугорки» и «впадинки». Огромное спасибо нашим студентам за то, что они вошли в наше положение и пошли нам навстречу!

Руководство университета отнеслось к добровольному решению сотрудников совмещать работу в инфекционной больнице с пониманием и уважением. Ректор ТГМУ, профессор Леся Чичановская сама является опытным клиницистом-неврологом и немало времени уделяет лечению пациентов, перенёсших тяжёлые формы коронавируса, поэтому о проблемах практического здравоохранения знает не понаслышке.

– Скажем прямо: было довольно сложно после 6-часовой смены в СИЗах и масках приходить на кафедру и вести занятия до позднего вечера, – дополняет Ирина Шабанова. – Нагрузка, без преувеличения, колоссальная – и с физической, и с психологической стороны. Но, когда ты видишь этот блеск в глазах, ощущаешь не только живой интерес к любимому предмету, но и уважение со стороны студентов – открывается второе дыхание, откуда-то появляются силы, а весь негатив мигом улетучивается!

Интересно, что отдельные клинические случаи в ковидном госпитале частенько помогали преподавателям в образовательном процессе. Ирина Николаевна и Светлана Александровна много раз бывали на операциях профессора Ф.А. Бабаева, снимали этапы вмешательств на видео, чтобы потом показывать их студентам и обсуждать варианты анатомических отклонений в сравнении с кафедральными препаратами. Это привносило в учебный процесс свою изюминку и серьезно повышало интерес к изучению предмета. Кроме того, за время работы в больнице они умудрились написать и опубликовать более 20 научных статей, оформили 8 ноу-хау, выступили в онлайн-режиме на нескольких конференциях…

– Тот удивительный клинический опыт, который мы приобрели в больнице, – поясняет Светлана Ульяновская, – стал поводом для нового научного поиска. К примеру, мы вместе со студентами в этом году разработали и научно апробировали оригинальные варианты защитных масок с индикаторами, свидетельствующими о необходимости их своевременной замены. Ещё одна тема – конкретные предложения по вариантам более эффективного ухода за кожей лица после длительного ношения пластиковых масок и респираторов. Если говорить о серьёзной фундаментальной науке, то интересны анатомические аспекты поражения поджелудочной железы на фоне COVID-19. На мой взгляд, по этой теме можно написать довольно интересные диссертационные работы…

ПРИТЯГАТЕЛЬНЫЙ «НАРКОТИК»

Сегодня героини нашего рассказа не оставляют свою работу в инфекционных госпиталях. Правда, на этот раз трудятся они в различных отделениях и не в таком объёме, как прежде – кафедральная нагрузка из-за возвращения университета в очный формат работы не позволяет брать утренние смены, поэтому остаются только ночные дежурства.

Задаю собеседницам свой финальный вопрос: о чём заставил их лично задуматься опыт работы в ковидном госпитале? Ответ профессора Светланы Ульяновской – ещё одно неожиданное откровение нашей встречи:

– Вы знаете, вся эта история с инфекционным госпиталем меня натолкнула на важную мысль – я хочу вернуться к практической работе врача. Да, я люблю и дорожу кафедрой, она – мой второй дом, ей я посвящаю максимум своего времени, энергии и мыслей. Но! Работа с пациентами, реальная помощь, которую ты можешь оказать человеку, – тот «наркотик», без которого теперь будет сложно жить дальше. Поэтому я приняла решение восстановить свой сертификат по хирургической стоматологии и вернуться к практической врачебной работе – параллельно с педагогической деятельностью на кафедре. Предполагаю, что многие коллеги меня не поймут, осознаю, что после такого длительного перерыва будет очень сложно вернуться к практике, что придётся долго и много учиться… Тем не менее я морально, эмоционально и физически к этому готова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.