– Да, безусловно, но через некоторое время мне захотелось реализовать более серьёзный проект, и для этого уже был нужен иной управленческий потенциал. Так я и оказался в Твери. – Способность искать оптимальные решения есть и у нынешнего губернатора Тверской области, раз вы согласились стать заместителем Игоря Рудени…
– Да, в главе региона я увидел потенциал преобразователя, причём мощнейший. И когда Игорь Михайлович мне предложил: «Давайте попробуем работать вместе», – я согласился. Передо мною были поставлены задачи по решению проблем, но с новым инструментарием. Что-то нам удалось решить – в частности, по Ржевскому мемориалу.
\
ДОРОГА К СЕРДЦУ
– И действительность превзошла ожидания: она оказалась намного лучше, нежели сам проект. Некоторые искусствоведы считают, что это действительно памятник XXI века: такой грандиозный масштаб, формы, фантазия…
– Проект задумывался как торжество исторической справедливости, как всенародный памятник покаяния. Здесь, на Ржевской земле, происходила самая кровопролитная в истории человечества битва…
– Хотя с точки зрения научной историографии термин «Ржевская битва» не обоснован: операции не были объединены единым замыслом; единственное, что их связывало – общность территории…
– Но длительное время это был тяжелейший участок фронта, цель которого – оттянуть на себя огромную часть немецких войск и не дать им бросить все свои силы на Сталинград, на Кавказ, и Москву сохранить, и Ленинград удержать. Ржевская битва повлияла на исход Сталинградской, ставшей поворотной во всей Второй мировой войне. Обратите внимание: во многих европейских городах есть улицы, площади, названные в честь Сталинградской битвы. Не удивительно: к 1943 году вся Европа была оккупирована Германией, и люди уже не верили, что ситуация когда-нибудь изменится. Но после Сталинградской битвы появилась надежда, что иго будет сброшено! Ну, а Сталинград, в свою очередь, состоялся, в том числе, благодаря Ржеву.
– Думаю, дискуссии лучше оставить представителям академической науки. Что же касается наших современников, их мемориал Советскому солдату реально «хватает» за эмоции…
– В первую очередь, Ржевский мемориал адресован молодым поколениям. Наше поколение о войне хорошо знает: мы воспитывались в атмосфере памяти. Например, меня в детстве окружали родственники, пережившие нечеловеческие испытания в блокадном Ленинграде. Их взгляд на мир совершенно иной, и я среди этих людей рос. Кстати, в Ржеве я вновь пережил подобные чувства: не случайно, будучи заместителем главы Тверского региона, приезжал в ваш город на все праздничные даты. Видел, что ржевитяне искренне чтят память о погибших, – так не сыграешь. Думаю, с появлением мемориала Советскому солдату Ржев станет святым местом поклонения для всех граждан бывшего СССР, точкой нашего общего притяжения.
– У этого памятника – мгновенная дорога к сердцу каждого: мемориал затрагивает самые глубокие чувства и вызывает огромную палитру эмоций…
– Кроме того, под Ржевом покоится огромное количество безымянных солдат. Это примерно миллион семей, в которых до сего дня сохранились письма с фронта: пропал без вести подо Ржевом. Долгие годы родственники не могли приехать на могилу поклониться своему деду, прадеду, а сейчас здесь появилась это место, и Ржевский мемориал – его символ. Конечно, необходимо доработать инфраструктуру вокруг комплекса, но свою главную миссию – воздействовать на сердца и души – мемориал выполняет. Уходит поколение ветеранов, которые могли бы донести правду о той великой войне, но потомки их будут смотреть на этот памятник и вспоминать подвиг тех, кто подарил нам жизнь.
\
ЗНАНИЕ ИСПРАВИТ МИР
– Да, восприятие истории без учёта прошлого опыта ущербно – как ущербно, и потому ошибочно, планирование будущего…
– Согласен, в советском периоде отечественной истории было много ценного – в частности, в области физико-математического образования. Когда преподавал в Чикагском университете, американские коллеги мне рассказывали, как в начале 60-х годов прошлого века в образовании США произошла подлинная революция. А почему? Тогда, в конце 50-х, в начале 60-х, именно в СССР, а не в США, был запущен первый спутник, человек полетел в космос. И система образования в Америке была радикально трансформирована, а во многом – скопирована с советской. В США появились физико-математические школы, которых ранее не было.
Правда, ирония истории в том, что сейчас мы в рамках Болонского процесса копируем с Запада то, что когда-то позаимствовали у нас. Но, должен заметить, многие мои иностранные коллеги с огромным уважением относятся к России, поскольку вклад нашей страны, её колоссальный духовный, нравственный посыл для мировой цивилизации – неоспорим. Россия – культурная сверхдержава, и это нам важно сохранить.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.