Мало какая организация может похвастаться столь богатой историей, как пожарная охрана России: 370 лет — это вам не шутки! Некоторые государства — например, цитадель демократии США, более чем на 100 лет моложе нашего пожарного ведомства. В 1649 году, когда «Наказом о Градском благочинии» была официально образована пожарная охрана России, Англия была провозглашена республикой, Иран захватил Кандагар, гуроны переселились на запад, спасаясь от ирокезов, а Богдан Хмельницкий вернулся из похода на Западную Украину.


Ещё не было британской колонии в Австралии, да и вообще, новый материк только-только начали исследовать, а про открытие Антарктиды ещё и не думали — а пожарная охрана в России уже существовала. Она не сыграла особенной роли в эпоху Великих географических открытий, ибо цель её образования была совершенно иной: профилактика пожаров и борьба с огнём с помощью специальных средств. Первыми средствами, которые предусматривал «Наказ», были механизированные водоливные трубы. Сейчас на вооружении пожарных — масса всевозможных устройств, мощные автомобили, авиация и, кажется, только противопожарных спутников не хватает, чтобы лили воду прямо с орбиты. Вся эта техника, какой бы она ни была, — механизмы различной степени сложности, а это значит, что они подвержены поломке. Так вот, ремонтом пожтехники со всего региона в Ржеве занимается ремонтно-вспомогательная пожарная часть №81.

— Наша задача — ремонт и техобслуживание 26-ти пожарных частей Тверской области, — рассказывает начальник ПЧ-81 Александр Мосалёв. — Начиная от Жарковского района и заканчивая Весьегонском. 260 автомобилей: легковой оперативный транспорт, техника водолазной группы, автомобили группы разминирования, аварийно-спасательной службы… И всё это далеко не маленькое хозяйство обслуживают 12 человек персонала: токари, сварщики, маляры, мотористы, автослесари.  Несмотря на то, что срок эксплуатации многих автомобилей исчисляется не одним десятком лет, все они находятся в боевом расчёте — силами контингента ПЧ-81. В целом пожарные автомобили ничем не отличаются от гражданских.

Они не усилены особым образом, не изготовлены лучше или из других материалов. Это те же самые шасси, на которые просто устанавливается специальное оборудование.  А вот износ происходит несколько нетипичный: пожарная техника обязана срываться с места по тревоге, мгновенно. Времени на прогрев двигателя обычно нет, автомобиль заводят, и он едет, какая при этом температура «за бортом» — неважно. В таких условиях двигатели часто выходят из строя — всё же им требуются определённые условия эксплуатации. И, естественно, достаточно часто выходит из строя спецоборудование — насосы для прокачки воды; на них тоже приходится большая эксплуатационная нагрузка. Да что тут говорить: всё, что может сломаться — обязательно сломается. А задача сотрудников вспомогательной пожарной части заключается не в том, чтобы предотвратить поломку (хотя бывает и такое), а в том, чтобы оперативно вернуть технику в строй.

Пока мы общались с Александром Ивановичем, в кабинет вошёл Сергей Воробьёв, начальник Тверского отряда проведения специальных взрывных работ. — Вчера был тяжёлый день — три района объехали: Западная Двина, Нелидово, Белый… 120 взрывоопасных предметов нашли. За день! И всё — крупный калибр, 152 миллиметра. Из п. Есинка тоже забрали 152-й калибр, завтра поедем подрывать. Недавно в городе, на ул. Чкалова, собственник выкапывал дерево. Выкопал, а оттуда на него снаряд смотрит! Вот, собираем эти находки, потом уничтожаем. Когда из Москвы приезжает отряд «Лидер», обнаруженные на полях снаряды нам сдают — у них нет полномочий для «подрывной» работы. Нам достаётся самая опасная часть. И это тоже часть нашей деятельности, — не только пожары да ремонты.

12 человек, и все до неприличия скромные — они отказались не то что от фотографии, но и вообще протестовали против публикации в газете. Хотя именно их усилиями содержится в добром здравии парк автомобилей пожарной охраны в 260 единиц. И этот опыт они переняли у ветеранов — Сергея Цветкова, Анатолия Дмитрука, Владимира Шуваева,  Владимира Боцманова — золотые руки у этих людей! В итоге машины, которые восстанавливают в ПЧ-81, помогают тушить пожары в квартирах и домах, ликвидировать поджоги и стихийные возгорания, угрожающие целым населённым пунктам. Вроде ремонтно-вспомогательная — звучит чуть ли не как «тыловая», но всегда следует  помнить: без тыла нет фронта. Да, работа эта не так опасна, но ничуть не менее трудна, чем работа тех, кто лично борется с огнём.

Вадим АФАНАСЬЕВ. Фото автора

#ржев  #тверскаяобласть

#пожарнаяохрана
#юбилей

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.