Увы, «ведь и при государе Николае Павловиче вольное слово было под запретом, и на нашем веку, помнится, на каждое вольное слово имелась своя статья. И раньше могучая империя, как чёрт ладана, боялась художественной прозы, и наши большевички, полмира подмявшие под себя, больше опасались происков по литературной части, чем по линии ЦРУ. Это только сейчас государство существует без оглядки на изящную словесность, – так сказать, наша собака лает – их караван идёт» (из книги В. Пьецуха «Дурни и сумасшедшие»).
\
В ЗАЩИТУ НАТАЛИ
Далее слово взяли две милейшие дамы, которые поделились с аудиторией итогом работы в архивах, своих раздумий и путешествий. Потомственный пушкинист Лариса Черкашина преподнесла в дар музею свою книгу о Наталье Гончаровой-Пушкиной «Мой ангел. Натали Гончарова: поэтическая биография».
– Преклоняться перед Пушкиным и очернять его Мадонну – вещи несовместные, – отметила Лариса Андреевна. Черкашина рассказала, как она отыскала заметки и стихи, написанные самой Натальей и даже ученические тетради, где она писала пофранцузски об истории и теории русской поэзии. Так что не правы были Ахматова и Цветаева, горячие поклонницы таланта Пушкина, называвшие Натали «пустым местом» и «куклой».
\
КАК ПУШКИН НЕМЦА СПАС
Далее Лариса Андреевна вспомнила о своей дружбе с прямым правнуком Пушкина – Григорием Пушкиным (1913-1997). Стихов Григорий Григорьевич не писал, а когда его просили почитать что-нибудь, декламировал: «Я просто правнук, не поэт. Писать стихов призванья нет!». Он строго делил всех исследователей жизни своего великого прадеда на две категории – «пушкиноведы» и «пушкиноеды». До войны работал в Московском уголовном розыске оперуполномоченным. Кстати, эпизод в фильме «Место встречи изменить нельзя» – про расследование кражи шуб – был взят из следственного дела, которое вёл Григорий Пушкин.
Воевал в партизанском отряде под Волоколамском. Однажды партизаны захватили в плен немца, который на ломаном русском уверял, что не желает России зла, и до войны учился в Берлинском университете, изучал Пушкина и да же читал «Евгения Онегина». Партизаны расхохотались и кое-как втолковали ему, что его-то и взял в плен сам Пушкин, только прав нук поэта! Немец долго отказывался этому верить – был твердо убеждён, что всех потомков Пушкина-дворян расстреляли или сослали на Соловки… У этой истории оказался счастливый конец. В 1965-м, когда праздновали двадцатилетие Победы, Григория Пушкина как участника Великой Отечественной пригласили в Центральный дом литераторов на торжественное собрание. Присутствовали там и иностранные гости. Один из них попросил переводчика помочь отыскать правнука Пушкина. Так Григорий Пушкин встретился с сыном Карла Мюллера – того самого пленного немца, любителя поэзии. Выходит, Пушкин спас ему жизнь!
А ещё один правнук Пушкина, но уже немецкий, воевал на стороне Германии. Не столь давно Л. Черкашина и Г. Самойлова побывали в гостях у его дочери, праправнучки Пушкина графини Клотильды фон Ринтелен, которая весьма гордится своим пушкинским профилем! Судьба потомков Пушкина, родиной которых стала Германия, показана в фильме «Под небом Шиллера и Гёте», снятом режиссером Галиной Самойловой по сценарию Ларисы Черкашиной.
– Белинский однажды заметил, что «Пушкин не остановился на той точке, на которой застала его смерть. Он принадлежит к вечно движущимся явлениям». И мы это видим. Потомки Пушкина живут в самых разных странах, создаются пушкинские общества, о поэте снимают фильмы и выпускают книги, а интерес к нему ничуть не становится меньше. Пушкин при жизни был «невыездным», а памятники ему «расселились» по всем странам и континентам – они есть в Мадриде, Шанхае, Лос-Анджелесе…
В рамках программы «Пушкин – вне границ» мы снимали фильмы о Пушкине в Испании, Франции, а сейчас у нас – Пушкин в Зубцове, – отметила Галина Самойлова, сценарист художественно-документальных фильмов «Достигли мы ворот Мадрита», «Натали. Три жизни Натальи Гончаровой» и многих других, которые демонстрировались на телеканале «Культура».
От Пушкина дамы-пушкинисты плавно перешли к неординарной личности хозяина литературного вечера: – Борис Диодоров – это явление величайшей культуры, он – неповторим! Человек немыслимо уникальный, немыслимо дорогой! Помогайте ему, чтобы Пушкинский музей на зубцовской земле сохранился и приумножился!
\
МУЗЕЙ – ОН ВАШ!
Впрочем, Борис Диодоров решительно отклонил комплименты в свой адрес и напомнил собравшимся, что уже создан перспективный план музейного комплекса в селе Погорелое Городище.
– Детям следует гордиться тем местом, в котором им повезло родиться. Думаю, строительство музея может «всколыхнуть» и местную экономику, так что все могут оказаться при деле. Нам многое предстоит сделать, так сделаем же это с радостью! Думаю, такое время уже пришло. Сегодня многие предпочитают рассуждают о плохом, но пора бы научиться замечать и хорошее. Желаю всем видеть хорошее, мечтать о хорошем! Этот музей – он ваш, это всё – ваше! – взволнованно подчеркнул Борис Аркадьевич.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.