В нашем маленьком городе постоянно возникают такие проблемы, что просто диву даёшься. То двойные квитанции жителям пришлют, то тройные; то УК есть, а вот их уже нет и в помине; то живут граждане тихо-мирно, а потом – раз! – и в режиме чрезвычайной ситуации. Я езжу в общественном транспорте и очень часто слышу, как граждане обсуждают между собой различные проблемы, связанные, как правило, со сферой ЖКХ. Обсуждают обычно в таком стиле: один слышал одно, другой – другое. А как там на самом деле – никому толком не известно. Иногда люди просто делятся мыслями, порой дело доходит до споров. Последняя запомнившаяся фраза была такая: «А губернатора-то нового видали? Высокий такой, крупный, лицо симпатичное!». И тут уж ничего не поделаешь: по моему мнению, в Ржеве наметился определённый информационный голод. Хотя, казалось бы, имея под рукой муниципальный телеканал и еженедельно проводя круглые столы для всех без исключения городских СМИ, довольно просто организовать своевременное оповещение населения о проблемах, путях их решения и планах на не столь отдалённое будущее. Но – нет. А раз нет, то и удивляться пересудам да блуждающим «головным мюслям» не следует. И в последний год, возможно, чуть чаще, чем обычно, ржевитяне вспоминают экс-мэра города Александра Харченко. Вспоминают точно так же, урывками – мол, ЖКХ при нём было крепче, коммунальные войны не бушевали, да и вообще – жилось как-то проще. Может, оно и так, а может быть, права поговорка – хорошо там, где нас нет. А тут сам Александр Васильевич обратился в «РП» с просьбой огласить своё мнение относительно текущей ситуации в городе, управление которым он оставил уже давно. Ведь если бывших президентов не бывает, почему должны быть бывшие мэры городов?
– Нынешняя власть постоянно подчёркивает, что в последние годы и даже десятилетия в городе ничего не делалось, и именно поэтому так тяжело работать. Эта точка зрения очень спорная. Возьмём, к примеру, 1996 год. Я начал работать с 1991-го, когда у нас ни денег не было, ни другой помощи. А 1996-й, получается, – период «расцвета» города. Вообще, если перечислять всё, что было тогда сделано, на это уйдёт много времени: реконструкция Старого моста, очистных сооружений, строительство двух школ и пристройки к одной из них (СОШ №1), роддома, телецентра, ФОКа, поликлиники, жилых домов на улице Урицкого и Ленинградском шоссе; мелочёвку перечислять не стану – думаю, достаточно и этого. В Ржеве играл С. Рихтер, выступали Л. Зыкина, Л. Лещенко, В. Толкунова, Э. Пьеха, Е. Шаврина, другие звёзды. А теперь, даже не знаю, с какой властью сравнивать… Например, Александр Щетинин успел сделать ступеньки возле паспортного стола. Ему на смену пришёл Эдуард Тишкевич, который сделал… Даже не знаю, не помню, честно говоря.
– У меня он ассоциируется с возвращением памятника «Самолёт».
– Но это, опять же, была наша инициатива – направить самолёт на ОАО «514-й АРЗ», там его восстановили, а Тишкевич разве что вернул готовое на место. Я не работаю уже седьмой год, и за эти годы столько сменилось руководителей города, что даже поимённо их всех не помню. И главное, я считаю, что раздражало и продолжает раздражать жителей, – никто из них не сдерживал свои обещания. Вот, скажем, Щетинин обещал миллиард на дороги, – помните, было такое? Потом он перебрался в следственный изолятор, а миллиард этот, видимо, так где-то и гуляет. Потом пришёл Л. Тишкевич, и вместе с В. Константиновым начал говорить о том, что по федеральной программе в рамках подготовки к 800-летию город получит 4,5 миллиарда рублей. Правда, правительство немного убавило аппетиты, сократив дотации до 1,5 миллиардов, но это уже неважно, поскольку ни той, ни другой суммы Ржев так и не увидел. И на вопросы отдельных депутатов по поводу исполнения постановления Правительства РФ, никто толком так и не ответил. Тем не менее, в самом документе всё было расписано: столько-то – на набережную, столько – на мост и прочее. Был запланирован капремонт образовательных и культурных учреждений. В итоге какие-то деньги всё-таки начали выделять, но уже не по федеральной программе, а областной – «Город воинской славы». Это важный момент, поскольку город в рамках программы софинансирования обязан вкладывать намного больше средств.
– Ну, раз мы заговорили о 800-летии Ржева, Александр Васильевич, как оцените подготовку?
– Ну, как у нас народ говорит: «За 800 лет не могли дорожку на Аллее мастеров сделать». К празднику готовились как минимум три года. За это время так и не был выработан чёткий план, и вот эта дорожка к Пушке символизирует хаотичность всего процесса. А значит – бесконтрольность. Вот вы – молодой человек, сравните праздники, которые мы проводили в Дни города, и последний, юбилейный? В чём отличие, вы можете сказать?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.