75 ЛЕТ, И ВСЯ ЖИЗНЬ
К Румянцеву можно относиться, как угодно, но только не нейтрально – не тот масштаб личности. Хейтеры и завистники нередко исходят желчью, обвиняя его чуть ли не во всех смертных грехах. Даже тогда, когда налицо движение вперёд, явные успехи и достижения Ржевского района – малой родины Валерия Михайловича, коей он посвятил всю свою жизнь (если быть совсем точным, то 56 лет). Ну, а их ключевой аргумент неизменно зиждется на уверенности, что он, руководитель районного масштаба, лично повинен в антинародных государственных реформах 90-х, поставивших русскую (читай: ржевскую) деревню на грань вымирания. О, «святая» простота!
Впрочем, оставим подобные инсинуации на совести их авторов. Ибо друзей, соратников и единомышленников у нашего героя куда больше, и им прекрасно известно, что стоит за этой красивой датой – 75-летним юбилеем человека, который состоялся в совершенно разных исторических эпохах, не потеряв при этом себя, свою суть – стремление к непрерывному созиданию. А ещё – уважение к людям. В его судьбе были высокие должности, большая ответственность, личные и коллективные победы. И наравне с ними – критичные ошибки и неудачи, которые порой могли стоить Румянцеву карьеры. А он шёл по жизни так, как позволяла ему совесть, поскольку со временем научился отвечать за свои поступки разве что перед собой и высшим начальством – не столько земным, сколько небесным – Господом Богом.
У него есть одно удивительное качество, которым лично я искренне восхищаюсь, – умение вдохновлять. Примеров тому можно найти массу – на каждом из этапов его судьбы. В качестве школьного учителя или комсомольского лидера, директора совхоза-техникума или Ржевской птицефабрики, главы района или председателя Собрания депутатов – он вдохновлял. Вокруг Румянцева застой в принципе невозможен: постоянное движение – вот его стихия.
Скажем, я хорошо помню, сколь масштабная работа развернулась под началом главы района на старте строительства мемориала Советскому солдату. Он оказался в самом эпицентре большой и трудной работы, при этом было не важно, с кем общался, решая поставленные задачи, – рядовыми жителями или федеральными чиновниками. Сам посыл – мы присутствуем при историческом событии, которое неизбежно останется в памяти потомков – будоражил умы и сердца всякого, кто, так или иначе, оказался причастен к этому процессу. А ведь вдохновение, как ни крути, – половина дела: без позитивных эмоций, пропитанных энергией созидания и нацеленных на решение насущных задач, удачи не бывает.
На юбилейном вечере «За память и здравие лично обязан», который 3 ноября организовал и провёл в актовом зале Ржевского колледжа Валерий Румянцев, как раз и шла речь о людях, сыгравших важную роль в его жизни. Многие из них лично присутствовали в зале, чтобы отдать дань уважения виновнику торжества; некоторые не смогли прийти – нынешние ковидные времена не слишком благоволят к тесному общению, а кого-то попросту уже нет в живых. Но жива память, имеющая удивительную способность продолжаться – в новых поколениях…
СНИТСЯ МНЕ ДЕРЕВНЯ…
«По рождению я сельский житель: моя родина – деревня Красное. В комсомол вступал в Пятницкой школе, где учился, и это событие во многом предопределило мою дальнейшую судьбу. Будучи школьным активистом, решил связать жизнь со сферой образования – поступил в Торжокское педучилище. В 1965-м, после его окончания, по распределению приехал в Глебовскую школу, где и преподавал математику. Кстати, из 180 выпускников 25 человек получили рекомендации для поступления в Калининский пединститут, и я попал в их число.
По комсомольской линии в самодеятельности принимал участие – на домре играл, танцами занимался (вальс, пожалуй, – самый любимый). В то время, уже будучи учителем, и как чтец состоялся – помню, однажды читал со сцены «Муху-цокотуху» Чуковского – с притопами да прихлопами!
Мне было всего 19 лет, но я уже тогда имел серьёзное комсомольское получение – проводить политзанятия в соседней от Глебова деревне Старый Рукав. Готовился со всей серьёзностью – изучал труды классиков марксизма-ленинизма, читал газеты. И раз в неделю, обычно после 18 часов, оседлав лошадь, ездил туда, за 15 километров, невзирая на погодные условия. Особенно лихо приходилось зимой: метель метёт, холод лютый, волки воют, а дровеньки старые – того и гляди развалятся! Но разве это были трудности – для молодого, энергичного, полного сил парня?» – так вспоминал о начале своей карьеры Валерий Михайлович.
И таких памятных событий на юбилейном вечере он озвучил множество. В частности, упомянул о своей давней традиции – накануне дня рождения, 2 ноября, проехать по памятным местам и непременно заглянуть на могилку к своим первым наставникам – бывшему директору Глебовской школы Петру Ивановичу Богаченкову и его супруге Антонине Ивановне. «Если и есть во мне что-то хорошее, – скромно заметил юбиляр, – то исключительно от моей матери и супругов Богаченковых, которые душу вкладывали в своих учеников». А на самом вечере присутствовала его школьная коллега – Раиса Васильевна Жданова, которая хорошо помнит, каким непоседой был молодой учитель математики, как нравился его задор педагогам со стажем и самим ученикам, в первую очередь – девчатам.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.