\«О ЛЮБВИ И ОДИНОЧЕСТВЕ»
– Владыка, вопрос не как «администратору», а как к человеку, обладающему определённым духовным опытом. Когда я слышу с церковного амвона проповедь о любви, часто вспоминаю слова одного религиозного философа: «Главное несовершенство человеческой природы состоит в том, что цели наших желаний – всегда в противоположном. Так, ипохондрик особенно чуток к юмору, развратник охотно говорит о морали, а скептик – о религии. Да и святость постигается не иначе, как во грехе». Как Вы думаете, почему люди, сами не умеющие любить, так охотно проповедуют о любви с амвона?
– В теории высказанное слово всегда кажется нам гораздо интереснее, красивее, чем оно есть на практике. Поэтому некоторые действительно любят говорить о том, чего не познали и не имеют сами. Например, «семейное» духовенство в семинариях всегда предпочитало писать сочинения о том, каковы должны быть устои истинного монашества, а монашенствующее духовенство, наоборот, рассуждало о жизни семейной. Поэтому ответ очевиден: иногда люди предпочитают говорить о любви, не зная её, не постигнув, не прочувствовав. Неизбежно возникающий при этом диссонанс – уже проблема совести самого проповедующего. Но если в сердце хоть одного человека после проповеди остается неизгладимый след, побуждающий его идти вперёд и совершенствоваться, то хотя бы одно это – уже великое благо!
– Владыка, однажды Вы совершенно справедливо заметили, что современный человек очень одинок. Можно ли выстроить взаимоотношения с Богом, не имея взаимоотношений с людьми?
– В храме человек не ощущает себя одиноким, поскольку он приходит к Богу, а Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф., 18:20). Редкий человек, покидая храм Божий, не чувствует себя одухотворённым, – разве только тот, кто не принёс искреннего покаяния. Поэтому самый лучший способ избежать пустого одиночества – прийти в храм, обрести Христа и начать общаться с Ним. Тогда не только одиночество исчезнет, но и сама жизнь будет наполненной и одухотворённой.
\
«ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ… ВЕЛОСИПЕДА»
– Владыка, в Москве Вы иногда катались на велосипеде после окончания рабочего дня. В Твери не собираетесь практиковать подобное?
– Да, в последнее время в Москве сделали велосипедные дорожки, и я был приятно удивлён, как много людей катается на велосипедах, роликовых коньках, на «досках». Мне всегда больше нравилось кататься на своём прогулочном велосипеде. Люблю смотреть на архитектуру города – здания, храмы… В Твери ещё не выезжал, но, может со временем, смогу и здесь совершать «объезд» территории. Пока что опасаюсь – вдруг народ «не поймёт».
– Не переживайте! Надеюсь, что не только поймут правильно, но и последуют Вашему примеру. Спасибо за столь интересное интервью, владыка!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.