***
В 1973-1975 годах было зафиксировано статическое падение уровня воды в скважинах – от 2 до 12 метров в год, а их производительность снизилась до 15-7 м3/час. Летом 1974-го в Ржеве приступила к работе Московская комплексная гидрогеологическая экспедиция – с целью разведки запасов подземных вод в черте города и за его пределами. Через год появилось заключение специалистов: на территории Ржева и в радиусе 10 км нет необходимых запасов подземных вод, пригодных для питьевых целей. Также была дана рекомендация: чтобы не полностью не исчерпать эксплуатируемый в городе на всю катушку Окско-Протвинский водоносный горизонт, необходимо сократить количество рабочих скважин на 50-60 %.
При бурении разведочных скважин (речь идёт о Заволжском водоносном горизонте) воду всё-таки нашли – на глубине 220 метров. Она даже фонтанировала. Но вода оказалась солёная, а значит, абсолютно не пригодная для питьевых целей. Также водоносный источник обнаружили в 16 км от города – в районе Ножкинского карьера.
Как я уже говорил, в 1975 году планировалось сдать и заселить 10 новых жилых домов. Зимой необходимо топить котельные, а воды нет. В жилых домах стабильно она подавалась только до третьего этажах. Что делать? Вот тогда-то и появилось, на первый взгляд, абсолютно безумное предложение использовать воду из Волги. Руководство города и области после выполнения организационно-технических мероприятий (с использованием существующих железнодорожных водозаборов Ржев-I и Ржев-II) сходу за него ухватилось. А произошло это знаковое событие 15 мая 1975 года. Мощность водозаборов на тот период была невелика, поэтому приняли решение их реконструировать, а параллельно – построить новые. Правда, водопроводные сети города были рассчитаны на рассредоточенные по всему городу водоисточники (с диаметром 100-150 мм), а речь шла о подаче воды от сосредоточенных в строго определённых местах – от речных водозаборов. Возникла необходимость проложить от них водоводы диаметром не менее 250 мм и построить насосные станции II-го и III-го подъема. Первоочередные работы были выполнены довольно оперативно, и уже 22 октября на котельную № 1 (ул. Рабочая) и в дома на ул. Ленина была подана волжская вода. С водозабора Ржев-II в том же году было налажено водоснабжение ул. Мира.
Понимая катастрофическое положение, сложившееся с водоснабжением города, руководители промышленных предприятий делали всё возможное для исправления ситуации. Пора была горячая. Бывало и так: с вечера чертили схемы, эскизы, делали необходимые расчёты, а утром следующего дня на водозаборе Ржев-I первый секретарь горкома КПСС В.Н.Митрофанов лично давал задания руководителям предприятий, что именно необходимо сделать. И ведь многое удалось! Благодаря экстренным мерам зиму 1975-1976 годов город пережил более-менее благополучно.
Затем были построены фильтровальные станции на водозаборах Ржев-I и Ржев-II – мощностью по 6 тыс. м3/сутки, резервуары чистой воды, насосные станции II-го подъема и дополнительные III-го подъема. Качество исходной (волжской) воды позволило производить очистку по одноступенчатой схеме на контактных осветлителях. Так что, начиная с 1979 года, населению города подавать качественную воду, после соответствующей очистки. Но беда – в другом. Эти очистные сооружения были рассчитаны на эксплуатацию в течение 5-6лет – с расчётом на то, что по истечении этого срока в городе будет построен водозабор с очистными сооружениями по полной схеме.
В 1978 году институт «Союзводоканалпроект» разработал проект водозабора из р. Волга в районе д. Гришино (мощностью 30 тыс. м3/сутки) с комплексом очистных сооружений. Заказчиком на проектирование выступил завод АТЭ-3. Стоимость строительства значительно превышала 5 млн. рублей (и это в ценах 1976 года). Решение строить или не строить столь дорогостоящие объекты в те времена принимал Совет министров СССР. На этом, собственно, всё и застопорилось…
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.