Принято считать, что многое из происходящего в наши дни – это следствие распада Советского Союза. По всей видимости, это так и есть, и не будь развала СССР – не было бы событий на Украине, порой недоброжелательного (мягко говоря) отношения к России и «русскому миру» центрально-азиатских стран, наглого поведения прибалтийских «вымиратов» – даже в том случае, если эти мелкие территориальные образования, в конце концов, откололись бы от нашей страны.

Но случилось то, что случилось, и история двинулась по крутой траектории. В этом вихре событий, явлений, случаев и случайностей обычному человеку приходится самостоятельно ориентироваться, принимать решения, по необходимости – менять привычный образ жизни. В противном случае ни о каких гарантиях не только счастливой жизни, но и самого физического существования говорить не приходится. И патриотизм не возникает сам по себе – он произрастает из всех переплетений жизненных ситуаций, дополненных переживаниями, свершениями, мыслями и чувствами человека. История одной семьи, члены которой ныне – граждане России, а когда-то были жителями Узбекистана, – яркое тому подтверждение.


ОТ ЮНОСТИ МОЕЙ…

Александр и Оксана Фетисовы пришли в редакцию вместе, хотя поначалу мы ждали только Оксану Викторовну. Маленькая хрупкая женщина и уверенный в себе, интеллигентного вида мужчина сразу произвели приятное впечатление. Неожиданностью стал тот факт, что они – переселенцы из Узбекистана, и, разумеется, мы не могли не расспросить их об этом периоде жизни. Дед Александра оказался в Узбекистане после того, как был ранен на Керченском перешейке; в итоге в тех краях и остался. У Оксаны корни российские – рязанско-белгородские, но судьба тоже привела её семью в солнечную республику. Познакомились молодые люди ещё в подростковом возрасте – жили в одном районе, но поначалу это было обычное соседство. Чувства пришли гораздо позднее.

Период их взросления пришёлся на трудные перестроечные годы. После того, как в Кремле был спущен флаг СССР, в азиатских республиках началась вакханалия национализма. Особенно трудно приходилось юным девушкам, которым небезопасно было даже просто появляться на улице. В 1992-м родители Оксаны решили отправить её к родственникам в Воркуту – именно там она и получила паспорт. Когда же националистическая волна немного спала, вернулась в родной дом. В 1996-м поступила в Ташкентское педагогическое училище, на дошкольное отделение. По её словам, она всегда знала, что будет работать в детском саду. Вопроса, куда идти учиться не возникало ни у неё, ни у родителей. А всё потому, что в раннем детстве у Оксаны была любимая воспитательница, самые добрые чувства к которой она пронесла через всю свою жизнь.

Александр разгул национализма вспоминает, стараясь быть объективным. Говорит, что в тот период шла отчаянная борьба с советским наследием – сносились памятники советским солдатам, вычищались от книг библиотеки, начались нападки на русский язык. Но, как известно, люди разные. Узбекистан в целом и город Янгиюль, где они жили, – по определению многонациональные. Там проживают представители разных национальностей, и вот среди всего этого разноплеменного сообщества он пользовался определённым авторитетом. Даже когда порой оказывался в компании азиатов, из уважения к нему они говорили только по-русски. Этот язык знали и понимали все. Были, конечно, и другие, повёрнутые на националистических идеях, но до столкновений дело не доходило.

Со временем молодая семья, в которой уже рос маленький сынишка, решила, что надо уезжать в Россию – в Узбекистане перспектив у них не было. Первым в 2003 году уехал Александр. В Ржеве были некоторые связи, сюда после продажи небольшого бизнеса (разведение пчёл) он и приехал. Купил домик в деревне Полунино – не в лучшем состоянии, занялся его обустройством. На первых порах Александру очень помог Анатолий Земсков, который тогда возглавлял железнодорожный хлебозавод. Он взял его на работу без документов, понимая безвыходное положение молодого человека, и во всём его поддержал. Александр оказался хорошим специалистом, которому доверяли ремонт оборудования – сначала на хлебозаводе, а потом – и на мелькомбинате, куда перешёл руководителем Анатолий Михайлович.

С ЧИСТОГО ЛИСТА

В 2005-м, когда Александр более-менее обустроился, к нему приехала супруга с сыном. Из-за наших миграционных бюрократических проволочек окончательный переезд несколько раз откладывался. Приходилось возвращаться в Узбекистан, пока, наконец, все формальности были улажены, и семья воссоединилась. Через некоторое время Оксане Викторовне как человеку со специальным образованием и опытом работы предложили место заведующей детским садом в деревне Образцово. Были у неё некоторые сомнения на сей счёт – справится ли с новой должностью, но муж поддержал, сказал: надо идти, раз предлагают. Детсад в то время находился не в лучшем состоянии – даже полы в коридоре отсутствовали, но отступать уже было поздно. В итоге всё получилось, и детский сад принял детей, как положено, и в назначенные сроки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.