№ 51 26 декабря 2013 года

ЮБИЛЕЙ И. Е. ЛИБЕНЗОНА, ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ № 1.

Для одних юбилейная дата – это повод окинуть взглядом пройденный путь, подвести жизненные итоги и сказать себе: «Я сделал всё, что мог, теперь пусть другие попробуют сделать больше». А другие, в суматохе будней застигнутые юбилеем врасплох, строят новые планы, ищут новые пути, стремятся продвинуть новые проекты и вообще меньше всего думают о прошлом, а гораздо больше – о будущем. Именно к таким людям легко отнести и директора средней школы № 1 Игоря Ефимовича Либензона. Грандиозности его планов, на осуществление которых требуется масса энергии в сочетании с неутомимостью, впору позавидовать молодым. А ведь, вроде бы, можно и успокоиться: как-никак тридцать лет в школе, из них двадцать семь – работа директором. Это ведь известно – школа, если забирает человека, то всего целиком.

f26122013-9

А начиналось всё когда-то вовсе не с любви к школе, а с тяготения к армии. Что, в общем-то, не удивительно: отец – военный, окружающая среда – это люди в форме, все разговоры и интересы – вокруг армейских будней. Вот молодой человек и решил посвятить себя военной службе. Но жизнь распорядилась по-своему. Недостаток многих любителей чтения – слабое зрение – не позволило выпускнику одной из дальневосточных школ поступить в военное училище в Кургане, учиться на военного переводчика в Уссурийске и даже на военного журналиста – в Львове. А затем состоялся перевод отца на службу в Андреаполь и переезд семьи в Калининскую область. Здесь и поступил Игорь в Калининский государственный университет, на факультет филологии.

Правда, любовь и интерес к армии остались навсегда. Более того, довелось Либензону тянуть и армейскую лямку – отслужить, как было положено в советское время каждому молодому человеку, срочную службу. Учёба на филфаке, кстати говоря, состоялась уже после армии. На курсе их было четверо – ребят-филологов: Игорь, Борька, Руслан, Володя. Жили дружно и весело, ещё бы – в таком-то цветнике! Общественная жизнь тоже била ключом, так что студенческие годы пролетели как миг единый. В дипломе Игоря Либензона значится, что он не только «филолог», но ещё и «журналист районной газеты».

Ну, а в дальнейший ход событий опять вмешалась судьба. Зашёл выпускник университета в «Ржевскую правду», там редактор С.С. Антонов сообщил, что в качестве корреспондента зарплата его будет составлять 120 рублей. Немного по тем временам. А тут школа рядом оказалась, и в ней пообещали заработную плату повыше – в 170 рублей. Директор школы О.С. Ларионова и коллектив встретили нового преподавателя с распростёртыми объятиями – мужчин-педагогов, тем более, русистов, тогда нечасто можно было встретить. Тогда Игорю казалось, что в школе он временно, поработает немножко, а потом, конечно же, в газету. Однако хоровод школьной жизни затянул в свою орбиту, завертел, закружил – да так, что вскоре все мысли и заботы были только о школе. Конкурсы хоров и печати, выпуск рукописного журнала, мероприятия, проводимые по инициативе горкома комсомола, – жизнь не давала времени остановиться и уж тем более – заскучать. Но проработав пять лет организатором, Игорю Ефимовичу захотелось чего-то большего, более широкого поля деятельности, чем организация всевозможных мероприятий и преподавание русского языка и литературы.

А тут подоспели новые времена – демократизация, гласность, выборность руководителей. И выбрал коллектив Игоря Ефимовича в 1986 году директором школы. Дело было в мае, впереди лето, а вместе с ним – школьный ремонт. Пришлось впрягаться в заботы эти не по-детски. Молодому директору помогали горком партии, гороно. Не стоял в стороне и завод АТЭ-3, руководил которым в то время Ю.Н. Сорокин. Завод и школа хорошо подружились, и помощь предприятия была весьма ощутимой. Поэтому и сегодня директор Пушкинской школы считает шефство делом не только желательным, но необходимым и активно ратует за его возрождение.

Хозяйственная деятельность во все времена отнимает массу времени, порой не оставляя его на освоение новых методик и технологий обучения, на внедрение инноваций. Но с Либензоном было по-другому. У него эти процессы шли параллельно. Преодолевая все бюрократические препоны, он сумел-таки добиться строительства пристройки к школе, и при этом неустанно занимался внедрением новой модели обучения.

Для себя как наиболее перспективную он выбрал адаптивную модель школы Е.А. Ямбурга. Вместе с с/ш № 10 и В.А. Смирновым Игорь Ефимович продвигал новую модель. И школа состоялась. Через какие трудности пришлось при этом пройти – знает только он сам. Надо было готовиться к открытию новых классов, документации – море, а ещё теоретические труды, которые нужно было не только осваивать, но и самим разрабатывать. А новые кадры, которые понадобились при внедрении адаптивной модели: психолог, логопед, социальный педагог, завуч начальной школы, заместитель по научно-методической работе. И всех следовало принять на работу практически одновременно, поставить перед ними задачи, объяснить цели, в конце концов, просто адаптировать в новом коллективе. Как всё это удалось сделать в малобюджетные девяностые – уму непостижимо.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.