Но добились того, что краностроительный завод стал одним из лучших. Чем ещё прославился? Когда начались продовольственные трудности 80-х, развернул на заводе аграрный цех – три совхоза были в его составе. Большая свиноферма на две тысячи голов. Каждый месяц несколько килограммов мяса на каждого работника приходилось. Даже рыболовецкую артель завели!

Отец страстный рыбак ещё с детства был. Иногда ездил с ним на Волгу, на Вазузу, на Селигер. С хорошими уловами всегда возвращался – иногда по пуду рыбы привозил. Ловил на жерлицы (он их «закидушками» называл). Мне поручал костёр разводить, во второй половине дня ставил закидушки, а ранёхоньким утром проверял. Мать, конечно, ругалась, когда много рыбы было – чистить же надо. Но в таких случаях отец ей помогал.

Главное достижение – строительство нового завода. В начале 80-х появилась программа «Жильё-2000», чтобы к 2000 году решить в СССР квартирный вопрос. Требовалось увеличить производство кранов. Старые товарищи в Министерстве, Главке работали, вот и стал пробивать идею – строить завод в Ржеве. Обосновал, доказал, добился: Совет министров принял соответствующее постановление. В 1986-м дело началось. К 1988 году возвели корпус высотных башенных кранов. Это была последняя Всесоюзная ударная стройка, которую «раскручивали» на всю страну. Построили быстро – не более 3-х лет ушло. Производили 1200 кранов. А потом – распад Союза, отказ от планового хозяйства. Но тогда завод выжил…

ХРАМОЗДАТЕЛЬ В 1985 году ржевитяне добились разрешения восстановить Вознесенский собор. Приехал священник Олег Чайкин, стал ходить по миру, то есть, по директорам: кто чем может помочь? И к Валентину Титовичу зашёл, и он его очень хорошо встретил, стал помогать. Отец крещёный был, но советская власть, война – не до религии. А когда начал помогать в строительстве Оковецкого храма, постепенно становился воцерковлённым человеком. Стал носить крестик, начал молиться, на службы ходить, причащаться. Часто не мог храм посещать, но помогал всегда. Даже колокол на колокольне Оковецкого храма устанавливали заводские рабочие, причём со всякими приключениями. Разговаривал с тем, кто этим делом занимался, рассказывает: «Мы когда из гаража заводского выезжали – смотрю, валяется железная труба. Что-то меня толкнуло: «Давайте, говорю, заберём!». – «Зачем?». – «Не знаю – вдруг понадобится?». Приехали, возимся, и тут начинается перекос конструкции. Вспомнил про найденную трубу, ею заклинили – перекос исправили, протащили колокол по балке, подвесили – всё отлично! До сих пор висит. Так обычно хорошие дела и делаются – всем миром.

Когда в детской библиотеке готовили мероприятие к юбилею отца, подбирали фото Черниговской области. И, представьте себе, нашли храм того самого монастыря, откуда вывозили келью, где отец приобретал свой первый трудовой опыт. Интересный момент – на родине отца места, бедные камнем. Мужикам камень не отпускали с каменоломен – он для народного хозяйства предназначался. Так они повадились воровать плитняк из-под фундамента закрытого храма.

Когда приезжали на родину, заходили с отцом в эту церковь. Внутри вокруг всего здания –траншея, откуда вытаскивали камень. Фундамент вынули, а церковь стоит. Как? Наверное, за счёт кладки – такой был кирпич. В нулевых приезжал туда два раза, там уже всё засыпали землей. Очень ненадёжно – церковь держится, можно сказать, чудом. Рядом с этим храмом стоит колокольня: внизу – часовня, наверху – надстройки для колоколов. Там тоже маленькое чудо случилось.

В нижней части колокольни были фрески, в том числе изображение Богоматери метра три высотой. Когда началась «пятилетка безбожников», вторая по счёту, фрески начали сбивать. В храме остались голые кирпичные стены – сбили штукатурку со всеми росписями. Бабушка рассказывала, что раньше стены расписаны было очень красиво. А в часовне то ли поленились, то ли руки не дошли – их просто заштукатурили. Когда с сестрой приехали в очередной раз на родину, зашли в магазин. Продавец и говорит: «Вы были на колокольне? Зайдите обязательно! Там у нас чудо!». Пошли. Смотрим – штукатурка пластами отслоилась, а на стене открылось огромное изображение Богоматери. Газета «Комсомольская правда» об этом событии тогда написала. Вот такие у нас чудесные места.

Недавние события на Украине отец принял бы очень близко к сердцу. Человек он был неравнодушный. Старался для людей всегда что-то сделать. Потому и вспоминают его. Особенно те, кто с ним работал. Люди до сих пор подходят, спрашивают: «Вы сын Степанченко? Спасибо вам за папу!». Все, кто заходит в кафедральный собор, видят мемориальную доску и могут молитвенно вздохнуть про себя, пожелать ему Царствия Небесного.

Он строил завод, одновременно жилые дома, детский сад, школу – всё в комплексе. Выложили красным кирпичом на девятиэтажке: «Мир, труд, счастье». А ещё – кран и женщину с ребёнком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.