– Кстати, как у него дела? Отца Константина Федосеева из Оковецкого храма в Ржеве помнят до сих пор.

– Сейчас брат служит в Ростовской митрополии. Недавно была у него в гостях. Он настоятель двух храмов в двух станицах, служит там попеременно. На Дону, у казаков, совершенно иной менталитет. Как раз попала на Рождество Пресвятой Богородицы, были накрыты столы на престольный праздник, выступал детский казачий ансамбль. Я получила огромное удовольствие! Атаман сам занимается детским коллективом, брат (а у него самого шесть деток) рассказывал, что он очень строгий человек, но детям под его началом нравится.

Наталья Евгеньевна, согласны с утверждением: певчие сами не приходят на клирос – их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями? 

– Помню, когда две знакомые девочки поехали в Троице-Сергиеву Лавру – поступать на регентское отделение, очень удивилась. В молодости у меня не было никакого желания заниматься пением, чтением. Я любила свою бухгалтерию, цифры, бумаги. Когда в Ржев переехали, приснопамятный отец Олег Чайкин попросил петь на клиросе. Но своим становлением как певчего, как церковного работника я обязана матушке Елене Чайкиной. Именно она открыла мне истину: «Знаешь, Наташа, самое трудное на клиросе и в церкви – это не устав, не пение. Самое трудное – это человеческие отношения». Сама матушка прекрасно умела их выстраивать. Потом она неожиданно собралась в декрет, а мне батюшка предложил попробовать себя в качестве регента. Первое время это был ужас – книги сумками носила домой, листала, запоминала, что на какой странице находится. Обязанность регента – знание службы. Всё должно соединяться в общую молитву: хор, священник, алтарь, – и никаких пауз, сбоев быть не должно. Это важно для того, чтобы сохранить молитвенное настроение.  

С назначением владыки Адриана главой Ржевской епархии начался новый этап, появились свои особенности и тонкости. Павел Владимирович Вознюк, который в этом году был удостоен юбилейной медали в честь 1000-летия преставления князя Владимира, огромную работу проводил – у нас такое воодушевление возникло, что готовы были горы свернуть. Сначала создали общий хор – дети и профессиональные певчие, потом их разделили – опять новый этап. Сейчас у меня будничный клирос. Но без него тоже нельзя. Прихожане подходят и говорят: «Вы сегодня так хорошо пели, что и молитва от души шла». Всегда отвечаю: «Это у вас сегодня молитвенное настроение такое, а мы чем смогли – помогли». Ведь регент и церковный хор поют, прежде всего, для Бога, и только потом – для людей. 

– Выразительным средством является и соблюдение тех редких предписаний, которые сохраняются в Уставе: «велегласно», «косно», «сладкопевно». Что же они означают?

– «Велегласно» – торжественно, в полный голос. «Косно» – медленно, а «сладкопение» – это развёрнутый распев. В книгах множество таких пояснений. Для каждой ситуации есть свои особенности пения, чтения. Все тонкости я даже ещё не постигла. У меня какая проблема? Всю жизнь на одном приходе. У наших девочек с клироса, которые получили специальное образование – Катя Чайкина, Оля Гурова – более профессиональное отношение к делу. Вообще, девочек с клироса мы очень любим и всегда ждём. Дело к пенсии – кадры надо готовить. Девочки выросли, уехали учиться, вышли замуж. Да, они по-прежнему в церкви, но хочется, чтобы вернулись нам на замену, чтобы не получилось, как в детской поликлинике – все врачи пенсионного возраста, а молодых нет. Кристина Черноземцева сейчас выполняет функции звонаря, работает в епархиальном управлении. Маша Дмитриева поёт на клиросе, но в другом храме.

– Да, Ржев может стать городом пенсионеров – молодёжь уезжает и редко возвращается.

– С эти нужно что-то делать! Мне очень нравились идеи общественного движения «Ржев – наш город!», субботники, которые устраивались. Это так здорово – прийти всем миром и навести порядок. Но, с другой стороны, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Если детям объяснять, что фантик надо в урну бросать – мусора в городе станет меньше. У нас замечательный  город! Я родилась в Челябинской области, но в 1995 году  переехали в Ржев, и вот уже 20 лет живём в первом городе на Волге. Впечатление в целом о городе складывается из мелочей. Надо спросить себя: а я на своём месте всё сделал, что от меня зависит? Легко критиковать власти, но лучше за них молиться. Мы живём в частном доме, и коммунальные беды Ржева нас обходят стороной. На государство не обижаюсь: оно дало нам всё, что могло дать, – образование, работу. Пристройку к дому сделали благодаря материнскому капиталу, о чём раньше и не мечтали. Участок земельный как многодетной семье выделили. Лучше довольствоваться тем, что имеешь, и  за всё благодарить. Сначала – научиться благодарить за радости. А потом – уже и за неприятности. Неслучайно они нам посылаются. Так что слава Богу за всё!

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.