Моленная была переосвящена как единоверческий храм с двумя престолами — Благовещенским и Никольским. До революции храм был действующим, в 1919-м единоверческая община самораспустилась, и храм перешёл в ведение Белокриницкой иерархии. В 1930-е годы его закрыли, пострадал он и в войну. Потом долгое время в нем располагался хлебозавод. Сейчас от здания остались одни руины, а на бывшей церковной территории находилась автостоянка.

***

Отнятие моленной у старообрядцев не принесло счастья их гонителю протоиерею Матвею Константиновскому: спустя месяц после этого события он скончался. Успенский собор, в котором служил о. Матфей, был взорван в 1954 году. На Соборной горе (территория бывшего древнего Ржевского кремля), где стоял собор, сейчас возвышается Обелиск освободителям Ржева. Архивный документ советского периода о судьбе ещё одного старообрядческого храма — Троицкого. Он также был заложен после Указа Николая II. В 19171920 годы клир и активные миряне были репрессированы. В 1934-м храм закрыли. Стараниями диакона Феодота Тихомирова удалось сохранить иконостас — «во взломанном виде 7 возов» он был перевезен в Покровский храм, где пережил и мародёров-безбожников, и военные годы. Были спасены также часть икон, утвари, книг. В настоящее время иконостас Троицкого храма находится в старообрядческом храме во имя преподобного Сергия Радонежского в г. Сычёвка. Опустевшее здание церкви превратили в клуб, на амвоне устроили сцену. Во время войны храм был разрушен, — от него остался лишь остов каменной колокольни.

***

Помимо архивных документов в музее представлены реальные предметы церковного обихода, алтарные предметы, на которых служение совершалось буквально до открытия экспозиции. Потир, литийница, кадило 1794 г., подсвечники, Евангелие 1648 года, просфорные печати, восхитительно сделанная печать артоса. Патрахиль начала XX века, к которой с обратной стороны пришит кусок материи с памятной надписью «за упокой раба Божьего Козьмы». Церковная одежда — традиционная для старообрядцев, но музейный экспонат для наших современников: женский сарафан с платком под булавку, мужская косоворотка под пояс, небольшого размера кафтан для алтарника-ребёнка.

Привлекла внимание строгая и, если можно так сказать, аскетичная водосвятная чаша с витыми ручками и четырьмя впаянными держателями для свечей (по-старому на чаше при освящении воды должны гореть именно четыре свечи на четыре стороны, а не три, как по новой традиции). На вид мощная литая лужёная водосвятная чаша оказалась чрезвычайно легкой. Возник вопрос: эта чаша — экспонат, реальная или музейная? «А как хотите. Чаша старинная, но мы используем её для освящения воды по сей день», — ответил о. Евгений.

В экспозиции представлены несколько переносных престолов. Небольшой походный Одикон с антиминсом Вознесенского храма, освященный в 1646 году при царе Алексее Михайловиче патриархом Иосифом, облачённый в срачицу из тонкой, но очень прочной ткани (лён?), не истлевшей за столько веков. По словам о. Евгения, в запасниках есть антиминс из разрушенного Успенского храма, освящённый при патриархе Никоне ещё до его печального реформаторства. На одном из представленных антиминсов надпись: «освящен при царе Николае Александровиче самодержце России». Рядом — другой антиминс с такой вот надписью: «освящен при коммунистической власти в Российской державе». Несмотря на то, что Церковь отделена от государства, история для всех общая.

***

После экскурсии нас напоили чаем в уютной общинной трапезной, всё еще украшенной к Рождеству. Безусловно, оставило след интересное общение с настоятелем Покровского храма. Возвращаясь домой, делились впечатлениями.

«Такое продолжительное и полное общение с о. Евгением у меня было впервые, — отметил о. Кирилл. — Себя позиционирует как человека мягкого, которому затруднительно на чём-то настаивать. Но, тем не менее, он довольно эффективный руководитель, — это сразу видно. Во-первых, храм в хорошем состоянии. Уникальный детский лагерь существует более четверти века. Прекрасное, регулярно выходящее, информативно насыщенное печатное издание «Покровский вестник». О. Евгений активен в общественном плане, в проведении всяких просветительских мероприятий, контакта с общественностью, СМИ, не только у себя в городе, но и на общецерковном уровне, поэтому его можно часто видеть в Москве.

Как и все старообрядческие священники, о. Евгений довольно консервативен и в тоже время отличается своей активной позицией… Был управляющим делами Митрополии, директором Духовного училища, сейчас — благочинный. Прекрасный семьянин: семейство Чуниных очень заметное, я как-то назвал их золотым фондом старообрядческого духовенства…

Анна Андреева, руководитель Издательского отдела храма свт. Николы на Берсеневке.

 

«Русская народная линия»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.