№42 31 октября 2013 года

30 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ.

Вспоминается, как почти десять лет назад, когда мы с Джангаром Агаевым готовили к печати альбом «Ржев», он один из тридцати своих рисунков посвятил политическим репрессиям в нашем городе. На нём был изображён «воронок» и люди в форме, ведущие к машине арестованного. Но представитель городской администрации безапелляционно заявила: «Репрессий в нашем городе не было!» – и этот рисунок в альбоме заменили. Однако не так всё просто, как хотела представить чиновница. Репрессии в Ржеве имели место, было осуждено и расстреляно немало известных и не очень людей. Об этом можно узнать из томов «Книги памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938» и других книг. Чтобы рассказать обо всех ржевитянах, попавших в жернова репрессий, потребуется много места. В этой публикации мы ограничимся рассказом о судьбах нескольких наших земляков.

f31102013-34

Например, среди репрессированных – два жителя города по фамилии Авдеенко – Александр Георгиевич и Николай Георгиевич (вероятнее всего, они братья). У них отличаются лишь даты ареста, а дальше все общее: 13 августа 1937 года приговорены Тройкой УНКВД по Калининской области к расстрелу, приговор приведён в исполнении через четыре дня после приговора. Вот обвинительное заключение по следственному делу по обвинению Александра Георгиевича Авдеенко. В нем говорится, что Авдеенко А.Г. « … с 1928 года входил в монархическую организацию церковников, руководящий состав которой в 1936 году арестован и осужден. По заданию этой контрреволюционной организации проводил контрреволюционную агитацию, вредительскую деятельность, организовал забастовку в телеграфе на ст. Ржев и коллективный отказ от работы на практике курсантов-электромехаников, умышленно уничтожил архив метеорологической станции, давал дезинформирующие сведения о состоянии погоды. Перед празднованием 1 мая 1937 года проводил вербовку телеграфиста на совершение террористического акта на Красной площади во время празднования». А.Г. Авдеенко был реабилитирован 30 ноября 1989 года.

Николай Георгиевич Авдеенко – машинист паровой машины фабрики РАЛФ в Ржеве – проходил по делу как «подрыватель». Он якобы уговорил Шарикова (!) Николая Афанасьевича принять участие в организации взрыва железнодорожного моста через реку Волга в Калинине. В деле отмечается, что отец Авдеенко служил вахмистром, что все его родственники – активные церковники. Н.Г. Авдеенко был реабилитирован 24 мая 1989 года.

Среди расстрелянных ржевитян – крестьянин-единоличник И.Н. Бахарев и смазчик льночесальной фабрики П.Н. Бахарев (судя по отчеству – тоже братья), возчик артели «Труд» Г.Ф. Берсенев, чернорабочий Е.П. Ветров, сторож льночесальной фабрики К.О. Коркло, плотник кирпичного завода К. Е. Ларьков и многие другие простые труженики. Как правило, обвинялись они в антисоветской агитации. Такое же обвинение было предъявлено и актеру городского театра Михаилу Михайловичу Барсукову. Он был арестован 19 февраля 1938 года, а уже через 9 дней его расстреляли. Реабилитирован М.М. Барсуков был в 1959 году.

В числе репрессированных оказался и выдающийся гражданин города Ржева – знаменитый пиротехник Павел Иосифович Коллар. Его «огненные забавы» доставляли радость и удовольствие не только ржевитянам, его приглашали и в другие города страны, и на съемки различных кинофильмов. В «Книге памяти…» (том первый) говорится, что П.И. Коллар был арестован в канун Нового года – 31 декабря 1937-го. Тогда не было длинных «зимних каникул», и расстреляли Павла Иосифовича 5 января нового, 1938 года. В качестве обвинения ему была приписана контрреволюционная деятельность. В областной прокуратуре дочери пиротехника Нине Павловне выдали справку, что её отец был репрессирован 31 декабря, а в городском загсе указали другую дату – 5 января 1938 года. Реабилитировали Павла Иосифовича в марте 1958 года.

А вот судьба мужа и жены Мокиных. А.В. Мокин служил в армии Колчака, эмигрировал в Китай, жил в городе Харбине. Туда же приехала и жена. В 1935 году решили вернуться в Советский Союз. Приехали в Ржев. И в 1937 году они были арестованы как японские шпионы. Супруги Мокины в своих показаниях все обвинения отрицали, но это их не спасло – они были расстреляны. Но когда в 1956 году их сын обратился с просьбой сообщить о местонахождении родителей, ему ответили, что его отец и мать 29 октября 1937 года были осуждены на 10 лет исправительно-трудовых лагерей каждый. Находясь в заключении, умерли: Анатолий Владимирович 2 июля 1943 года – от кардиосклероза, а Наталья Гавриловна 16 марта 1942 года – от крупозного воспаления легких. Вот такая была обстановка в те годы. Оба были реабилитированы осенью 2001 года.

Были случаи, когда люди несли наказание не единожды. Так, начальник хозяйственной части Ржевского аэроклуба Сергей Семенович Воробьев в декабре 1939 года был приговорен к 5 годам исправительно-трудового лагеря. Срок наказания отбыл в 1946 году. Однако в 1949-м он вновь был арестован и 2 апреля сослан на поселение. Определением военного трибунала Московского военного округа от 11 июля 1956 года С.С.Воробьёв реабилитирован.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.