7 МАЯ – ДЕНЬ РАДИО
7 мая 1895 года русский физик и электротехник Александр Попов представил миру своё изобретение – радиоприёмник. И начиная с 1945-го, в этот день свой профессиональный праздник ежегодно отмечают специалисты всех отраслей связи, радиолюбители и особенно радиожурналисты. В преддверие этой даты (между прочим, как и День Победы, юбилейной) настроение у коллектива телерадиокомпании «Оазис» приподнятое. Сегодня в зоне её вещания не только Ржев, но и многие другие города региона, где установлены передатчики «Оазиса», – Торопец, Оленино, Нелидово, Конаково, Вышний Волочёк, Торжок. В апреле программы телерадиокомпании также стали принимать жители Осташкова и соседних населённых пунктов – Пено, Кувшинова и Селижарова. И в каждом городе сложилась своя целевая аудитория. Только на Ржев вещают шесть радиостанций: «Европа плюс», «Авторадио», «Серебряный дождь», «Юмор ФМ», «Радио Шансон» и «Радио Пилот». Спектр огромный – можно выбирать на любой вкус! Но радио – это не только новости и музыка, но также бизнес-предложения – рекламодателей в «Оазисе» привлекают демократичные, лояльные цены и огромная аудитория слушателей, которая в совокупности составляет почти миллион человек.
Недавно в телерадиокомпании «Oaзис» сменилось руководство – генеральным директором стал Александр Бушев. Состояние радиорынка на сегодняшний день ржевские радийщики оценивают достаточно оптимистично, причём их оптимизм основан исключительно на опыте. В планах «Оазиса» – повысить качество и уровень регионального вещания. А пока в федеральной сетке размещаются программы собственного производства, рекламные и новостные блоки, прогноз погоды и поздравления. О «начинке» ржевского радиоэфира мы беседуем с Натальей Носковой, редактором информационных программ телерадиокомпании «Oaзис».
– Наталья Владимировна! «Радийные» новости выходят три раза в день, и каждый раз – новый выпуск. Где вы берёте столько новостей?
– Информационный материал, формирующий основу новостей, приходит из множества источников. Специфика радио в том, что мы даём в эфир самую «живую» информацию, сразу, как только событие произошло. Её обработка происходит ежеминутно! Кроме того, используем информацию, которая находится в свободном доступе, то есть, уже опубликована на каких-то ресурсах. Тщательно редактируем текст до радийного – то есть, понятного и красивого состояния. Радиослушателям должно быть всё ясно с первого раза. Никакой «воды», «мыслей по древу»! Информация постоянно отслеживается, из неё и компонуется новостной выпуск. Новость, которая прозвучала в эфире в первой половине дня, может обрасти подробностями и попасть в вечерний выпуск. В Твери работает наш программный директор – он взаимодействует с Законодательным собранием региона, Правительством Тверской области и другими официальными источниками. Сейчас в Ржеве ищем человека, который мог бы собирать информацию оперативно, что называется, на своих двоих. Работать в подобном режиме трудно, но мы – не газета, не телевидение, мы – радио! Нам каждый день требуется очень много новостей!
– А что для вас является главным критерием в создании новостей? Профессионализм, слаженность, оперативность, возможность произвести качественный отбор материала? Как вообще создаётся радийный выпуск?
– Всё зависит от специфики радийной подачи информации. Это в газете можно провести анализ, выслушать аргументы одной стороны, поговорить с другой, высказать авторское мнение. Мы, радийщики-новостники, не имеем права принимать чью-то сторону, а тем более – высказывать собственное мнение. Делать выводы – это прерогатива радиослушателя. Наша задача – не только оперативно познакомить аудиторию с самыми важными и интересными новостями, но и удержать слушателя на своей волне. Для этого необходимо учитывать психологию потребителя информации. Новости подаются максимально доступным для нашего слушателя языком. На радио лучше лаконичности ничего нет. Умея отсекать избыточную информацию, радийщик не нагружает ухо слушателя, не раздражает его.
Если случился пожар, мы не можем сказать: «Во всём виновата власть, которая своевременно не позаботилась о том, чтобы опахать землю вокруг населённого пункта!» или «Какие же безответственные люди – каждый год жгут траву!». Мы говорим: «Такого-то числа в такой-то деревне случился пожар. Прибыли пожарные расчёты, ликвидировали возгорание за 40 минут. Человеческих жертв удалось избежать». Это основной сюжет, он главный. А дальше к нему «цепляем вагончики». Например, «подтягиваем» информацию о штрафах, которые грозят поджигателям.
На всех радиостанциях существует разный хронометраж новостей. Например, на «Серебряном дожде» с его информационным форматом новостные блоки длятся 4 минуты. Четыре минуты для радио – это много! А «Радио Шансон» даёт короткие новости – 2 минуты 30 секунд. Выпуски разные, приходится плотно работать со звукорежиссёром: сначала начитываем информацию, а уже потом из общего объёма формируем новостные выпуски. Обычно бывает так: всё написал, озвучил, а потом сидишь и думаешь: что же дать в эфир, если времени мало, а информации много?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.