(Продолжение).
ПОЧТИ ПО ЧЕРЧИЛЛЮ
Газ в деревне – это, конечно, хорошо, но от него как бы ни жарко, ни холодно: здесь личное преобладает над общественным. И это естественно. И, что тоже естественно, всё упирается в деньги. По словам главы с/п «Итомля» Сергея Орлова, в деревне, где нет работы, финансовые вопросы фактически нерешаемы. Вообще, это достаточно страшные слова. Представьте себе, что вас увольняют с работы, а кушать хочется. Что вы делаете? Открываете газету и с тяжёлым сердцем начинаете искать вакансии, не требующие специального образования: грузчик, водитель такси, разнорабочий. Да, это может быть мало связано с вашей прошлой работой, возможно, престижной, но жить-то надо. И вот вы ищете вакансии, а их нет. Совсем. Не нужны грузчики – нечего разгружать. Не нужны таксисты – некуда ехать. И рабочие не нужны, и строители, и никто вообще не нужен. Как ощущения? Неприятные, наверное.
Примерно в такой ситуации находятся жители д. Михалёво, куда вот-вот подведут газ, которого они так долго ждали. Нужен газ? Нужен. Дорого? Дорого. Где взять денег – стараются придумать в администрации района.
– Мы пытаемся донести до законодателей, причём не только тверских, что нужно как-то населению помогать. С одной стороны, я понимаю, что сию минуту этот вопрос не решить. Но хочется, чтобы она хотя бы была запущена, эта инициатива, – сказал Сергей Орлов. – А в настоящий момент, конечно, хотелось бы иметь некоторое представление, планирует ли вообще кто-то подключаться к газу. Пути-то могут быть разными: у кого-то дети есть взрослые, могут помочь; другие могут взять кредит. Но с кредитами тоже засада: банк не даст кредит без обеспечения – человеку, который нигде не работает. А если есть белая зарплата, может случится всякое. Плюс государственная поддержка – 29 700 рублей на дом, но тут, опять же, нужно или работать, или в Центре занятости населения стоять на учёте.
И это ещё мы не касаемся проектной документации. Проект – необходимая часть газификации дома, и он тоже стоит денег. Администрация с/п «Итомля» предлагает жителям Михалёва сделать проекты оптом, так сказать. Тем более что проектная организация готова на такие шаги и предоставляет скидку. По поводу же стоимости самого подключения никто особенных иллюзий не питает: цена вопроса, откровенно говоря, лихая. Причём до кого-то газ можно дотянуть на раз-два, а до других придётся тащить под дорогой и далеко. От этого стоимость будет меняться, но Сергей Анатольевич заверил жителей: администрация не оставит их тет-а-тет с «Газпромом». Получается почти по Черчиллю: «не могу предложить ничего, кроме крови, слёз и пота», – только всё же не так мрачно.
\
РУТИННАЯ РАБОТА
– Если такими вопросами занимаешься каждый день, то многие из них решаются сами собой, – рассказывает Виктор Чуков, мастер строительно-монтажных работ ООО ССМП «Стройгаз». – В первый раз сложно и страшно кабель вести через болото, например. Со всех сторон вода льётся, а тебе надо прокопать, кабель уложить. А на этом участке с моей точки зрения никаких проблем нет: прокладка, проколы – всё. Здесь, не считая Волги, метров 170 уложено в футлярах под различными дорогами, путями, объектами. Футляр, как можно догадаться, – это когда что-то одно находится внутри чего-то другого. В случае с газовой трубой, футляр – это труба в трубе. Одна – небольшого диаметра, которую и ведут рабочие «Стройгаза». А футляр – моё почтение. Там труба, навскидку, на 230, а толщина стен – сантиметра два.
– У нас есть специальная прокольная установка, она уже не новая, но работает отлично. Хоть и китайская, что, казалось бы, говорит о многом, но работает который год, при этом разваливаться даже не думает.
Сам процесс прокладывания трубы под землёй, как оказалось, – достаточно технологичный и интересный. Строители не находятся там вслепую, как кроты, – всё наоборот. На так называемом «пилоте», можно сказать, первой ступени «подземной ракеты», установлен датчик, который позволяет считывать его положение, глубину и другие параметры, находясь на поверхности. Получается буквально следующее: человек идёт по местности, а под ним на требуемой глубине ползёт этот самый «пилот». Оператор контролирует и корректирует работу машины: куда лучше свернуть, как обойти препятствие (а там их полно).
Острие, которое прокалывает грунт, имеет форму лопатки с некоторым изгибом. Зная положение и направление изгиба, можно производить маневрирование на глубине. Задача «пилота» – пройти от точки «А» к точке «Б», от входа к выходу. После того, как это происходит, устанавливается расширитель, который вновь проходит под землёй, увеличивая стенки и обрабатывая их специальным пластификатором.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.