Сказать по правде, долгое время жители деревни Кокошкино и понятия не имели, какая героическая личность живёт по соседству с ними, а сама Антонина Александровна на сей счёт не распространялась. Пока в начале ноября практически все тверские СМИ и паблики соцсетей не сообщили миру о том, что глава МЧС России генерал-лейтенант Александр Куренков, прибывший в Тверскую область на открытие нового здания ПСЧ-5 (с. Тургиново), лично вручил нашей землячке Антонине Шиповой ведомственный знак отличия – медаль «За спасение погибающих на водах».

Как правило, к этой награде за проявленные смелость, отвагу и самоотверженность представляют наиболее отличившийся личный состав МЧС России и лишь в редких случаях – гражданских лиц. Вот и на сей раз выпал особый случай, который подтвердил: и среди нас тоже есть герои, готовые жертвовать собой ради жизни других. Хотя сами они ничего героического в своём поступке не видят, искренне полагая, что так поступил бы каждый…


БЕЗ СТРАХА И УПРЁКА

В тот день, 6 июня, Антонина вместе с подругой, местной дачницей, как всегда, рыбачила в любимом и очень живописном месте – там, где Сишка сливается с Волгой. Рядом у воды отдыхали мама с дочерью лет 6-7. Клёв не шёл – в рыбацком ведёрке плескались разве что два подлещика. Только рыбачки собрались поменять место дислокации, как удочка внезапно прогнулась под тяжестью клюнувшей рыбы – леща килограмма на полтора Антонина вытянуть успела. И тут услышала характерный плеск воды и крик: «Мамочка, я тону!». Посмотрела на речку, а девчоночку-то течением прямо на середину Волги понесло. Мать её впала в какой-то ступор – всё, что молодая женщина могла в тот момент произнести, уместилось в короткую фразу без всяких эмоций: «Помогите. Она не умеет плавать».

Дальнейшие события заняли считанные секунды, но время, казалось, замедлило свой ход, действительность перестала существовать, а звуки исчезли: Антонина слышала только стук собственного сердца. Она успела снять с себя разве что поясную сумку, и как была в одежде и калошах, так и прыгнула в воду. Усугубил ситуацию тот факт, что последний раз она плавала лет 25 назад.

Когда вынырнула, оказалась недалеко от середины реки, почти рядом с девочкой, которая с головой ушла под воду и вновь появилась на поверхности. И это был тот самый единственный момент, когда ребёнка ещё можно было отвоевать у течения: секундой позже – и всё, трагедия была бы неизбежна…

Антонина ухватила её за пальчики тоненьких загорелых рук, крикнула, чтобы ухватилась за плечо, а испуганная девчонка со всего маху прыгнула своей спасительнице на загривок, обхватив руками её шею. Тяжесть маленького тела показалась неподъёмной и потянула на дно, дышать стало трудно, мешала мокрая одежда и эти проклятые калоши, которые никак не снимались под водой и гирями висели на ногах.

Они обе ушли под воду – о том, что за несколько секунд пережила 72-летняя (!) женщина, Антонина рассказала коротко: «Я подумала: всё, Тоня, это конец! Но страха не было – он пришёл позже». Сама не знает, откуда только силы взялись, но она всё-таки вынырнула – вместе с девочкой на плечах. К берегу плыла по-собачьи и … практически стоя, поскольку обычным способом с такой ношей сделать это было невозможно. Несколько раз пыталась нащупать ногами дно, а его всё не было и не было, и только у самого берега, когда, наконец, ощутила твёрдую почву, к ней на помощь пришёл молодой мужчина, неожиданно оказавшийся на берегу, – скорее всего, это был отец девочки.

Антонина Александровна говорит, что её трясло, как в лихорадке: пережить такой стресс без последствий сможет не каждый. Мужчина предложил вызвать «скорую», но она отказалась. Села на свой рыболовный ящик, да так молча и просидела на нём, пока не утихла дрожь в теле, – несмотря на причитания приятельницы, ставшей свидетелем произошедшего. Потребовалось немало времени, чтобы просто прийти в себя. Потом подумала, что даже не помнит лица спасённой девчонки – в памяти остались лишь тоненькие загорелые ручки, которые та протянула к Антонине в надежде на спасение…

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Мы встретились с Антониной Александровной в её уютном доме, где полно живности, свои – пёс Жулька да кошка Катенька, которых в своё время подобрала на улице, чужих – куда больше. Вот, например, давеча уличная мурлыка своих котят под опеку Шиповой привела, так кошачье семейство на веранде зимовать осталось: тепло здесь и сытно, а чего ещё животине надобно? Сама хозяйка смеётся: бывало, говорит, иду с рыбалки с хорошим уловом – так все местные собаки да кошки на трапезу подтягиваются. Собственно, все кокошкинские жители, по слову нашей героини, – люди хорошие, добрые, милостивые, брошенных животных тоже жалеют и подкармливают.

За чашкой чая выяснила, что большую и трудную жизнь прожила Антонина Александровна. Родилась в Ржеве, жила на РАЛЬФа, где по сей день знаком каждый уголок. На льнозаводе, куда пришла работать после окончания текстильного техникума, начиналась её трудовая биография. Позже и в вуз по основной специальности поступила, вот только окончить его не довелось. В 1977-м переехали всей семьёй в д. Кокошкино, где сразу получили двухкомнатную квартиру, потом – половину дома. Местный колхоз имени Ленина на тот момент считался одним из самых успешных хозяйств Ржевского района, только вот инженеры-технологи там были не нужны.

На каких только участках «колхозного фронта» Антонина не работала! И коров доила, и за телятами ходила, и оператором котельной была, и поваром в колхозной столовой. Ко всему прочему семья всегда держала большое личное хозяйство – огород, коровы, поросята, птица, и всем уход требовался. Было время, с супругом увлеклись изготовлением плетёной мебели и прочих предметов обихода (из ивы), причём не только для себя – поступали и сторонние заказы.

От мужа Антонина Александровна унаследовала также любовь к рыбалке: и летняя, и зимняя – вот настоящая страсть нашей героини! Хотя – нет, есть ещё одна: она уже давно пишет стихи. И так в этом деле преуспела, что год за годом первые места на конкурсах берёт – в том числе на фестивале творчества людей пожилого возраста «Я люблю тебя, жизнь!». По сей день стихи собственного сочинения читает на сборных концертах учреждений культуры и городских праздниках, посещает заседания литобъединения «Истоки».

Только вот теперь, после смерти мужа и переезда семьи сына в Тверь, осталась Антонина Александровна совсем одна. А ведь натура такая, что без дела сидеть не привыкла. Но поездки в Ржев, где она могла бы найти приложение своим талантам, обходятся всё дороже. Поэтому и мечтает Антонина Шипова переехать обратно в город, и очень хочется ей пожелать, чтобы мечта эта непременно исполнилась.

Такие люди, как она, и есть наше главное национальное достояние. Случись с нами беда, они непременно придут на помощь. Невзирая на угрозу для своей собственной жизни. И пусть среди нас таких героев будет как можно больше, о чём и сказал в личном разговоре с Антониной Шиповой глава МЧС России генерал-лейтенант Александр Куренков, вручая ей ведомственный знак отличия – медаль «За спасение погибающих на водах». И с ним трудно не согласиться. Всех вам благ, Антонина Александровна, и низкий поклон!

Ирина ПЕТРОВА. Фото из личного архива.

СВЕТ НЕБЕСНЫЙ

Антонина ШИПОВА

Я волею судьбы не рождена в деревне, Не бегала босой по травам росным, Где верба над рекою тихо дремлет И ветер завывает в ветках сосен.

Наверное, не просто всё в природе, Ну, как тут не поверить в чудеса? Теперь живу в деревне, где проходит Корней моих далёких полоса.

В те давние года, совсем ещё мальчишкой, Мой дед сюда молиться приходил – В величественный храм Николы-Сишки, Здесь свет небесный каждый находил.

Года несутся речкой быстротечной, Войной разрушен белостенный храм. На этом месте в память скорби вечной Встал Обелиск, открытый всем ветрам.

Часовня рядом. Маковка из злата,
И свет небесный не устанет литься,
А я теперь, как предок мой когда-то,
Хожу сюда, чтоб Богу помолиться.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.