– Александр Николаевич, вы – незаурядный тренер. Бремя публичности не тяготит?
– В публичности две стороны – хорошая и плохая. Хорошая – тебя знают. Плохая – тебя знают все! Быть публичным человеком – не столько приятно, сколько сложно. В том плане, что ты себя всегда всё должен контролировать. Бремя узнаваемости, публичности, популярности – тяжёлое. Не понимаю людей, которые к этому стремятся. Ведь что такое карьера тренера? Есть тренер-преподаватель, а есть просто тренер – с большой буквы. Я человек бесцельный. У меня нет целей, у меня есть задачи. Помните, в книге Ефремова «На краю Ойкумены» человек шёл, шёл – где же конец света? Дошёл, а дальше-то что? Освобождение от иллюзий, разочарование, депрессия. Это касается целей. А задачи – это когда карабкаешься на вершину, а ещё – спуститься с неё успеваешь. Только спустился на плато, не успел дух перевести, смотришь – ещё выше гора. И идёшь дальше, потому что тебе надо не в гору залезть, а гору перейти. Это движение и есть тренерская жизнь.
– Думаю, многие ржевитяне могут сказать про себя, что они состоялись во многом благодаря «школе Образцова».
– С одной стороны льстит, что ребёнок состоялся. Но расставаться с воспитанниками всегда тяжело. На сердце остаётся рубец, думаю, сейчас оно полностью в рубцах. Но наш город богат на талантливых спортсменов. Не зря на гербе Ржева изображён лев. Кстати, геральдика доказывает, что бытие определяет сознание. Герб Зубцова – зубцы. В нашем виде спорта зубцовские никого к себе не подпускают, но и к себе их никто не тащит. Кашин – «кашинские водохлёбы» – всегда гостеприимные, доброжелательные. Тверь – существует выражение «тверские козлы»: настолько сложные, непредсказуемые ребята. К сожалению, люди зачастую не понимают символичности имён и фамилий.
– А если с этой точки зрения рассмотреть ваше имя?
– В моём случае действует закон единства и борьба противоположностей. «Александр» в переводе с греческого – защитник, «Николай» – завоеватель, «Образцов» – от слова «образа». Образа – это иконы. А иконы писались с людей, которые своим образом жизни заслужили канонизации. Да, у меня есть честолюбие, но нет тщеславия. Есть гордость, но нет гордыни.
– Общеобразовательную школу часто упрекают в том, что она не воспитывает детей. А вы?
– Главное – развить у детей духовные чувства, патриотизм. Физическая подготовка – понятие относительное, «физика» генетически в нас заложена. Сейчас, когда детей мало и денег нет, существуют три пути развития ребёнка – фармакологический, нетрадиционная медицина (как у китайцев) и совершенствование учебно-тренировочного процесса. Когда тренер развивается сам и тем самым развивает ребёнка. Мне очень нравится выражение: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк., 6:40). Когда я работал в Сербии, оказалось, что у каждой школы есть свои небесные покровители: клуб святого Саввы, клуб святого Василия… К сожалению, духовной составляющей нам сегодня не хватает. Вот мы и стараемся этот пробел восполнить. Когда детей набираем – ведём их в музей. Историю школы связываем с историей родного города: Ржев был заинтересован в том, чтобы ДЮСШОР здесь появилась. Тверской регион заинтересован в том, чтобы наша школа процветала. А Россия-матушка черпает от нас таланты, которые служат Отечеству. Поэтому в нашем зале вы увидите флаги Ржева, Твери и России.
– Вас не обижает несколько пренебрежительное отношение, которое сложилось по отношению к педагогам дополнительного образования?
– Но разве учителя работают только в школе? Разве тренер – не педагог? Ведь роль дополнительного образования сегодня очень велика! Воспитание в стране женское, а детям не хватает мужского влияния. Например, из 10 детей, которые занимаются у нас в группе, у 7-8 нет либо отца, либо матери. Воспитывают их бабушки, дедушки, тётушки, опекуны. Каким ребёнок вырастет в неполной семье? Семья нередко перекладывает всю вину на школу: школа не научила; школа – на семью: семья упустила. И никто не задумывается над тем, что есть объективная реальность, которая не зависит от нашего сознания! Например, сегодня родители вынуждены зарабатывать деньги на стороне – в Москве, Санкт-Петербурге, Твери. А дети предоставлены самим себе. К сожалению, это сейчас распространённое явление. Мы уже упустили одно поколение. Сейчас многие крестики на шею повесили, а «Отче наш» не знают. От старого отказались, а нового не создали.
– Зато все знают, что надо делать…
– У нас все разбираются в педагогике, политике, экономике. Мужчины – ещё и в спорте. Кстати, русские пословицы и поговорки замечательно отражают наш менталитет. На мой взгляд, некоторые из них надо сразу удалить из сознания. Например, говорят: «надежда умирает последней». А я скажу: надежда бессмертна! Она не умирает никогда! Ещё одно выражение: «строить замки на песке», то есть, предаваться бесперспективным занятиям. Но ведь это не так! Страна, где я чувствую себя комфортно – это ОАЭ, штат Дубаи. Арабские Эмираты – песчаная страна, там строят небоскрёбы, настоящие «замки на песке». Стоит замок, но котлован, который под ним, такой же глубины, как и высота самого сооружения! Сначала фундамент создают, потом – здание. Эта особенность очень хорошо проецируется на политику. Сегодня самая большая роль должна отводиться реформам педагогическим, поскольку это наш фундамент. С тем, что мы сейчас «вобьём» в умы детей, – страна и будет жить дальше.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.