Накануне Дня учителя мы побеседовали с Дарьей Селянкиной, преподавателем иностранного языка СОШ №12, которая в этом году стала победителем конкурса Минпросвещения РФ на присуждение премий за достижения в педагогической деятельности.


НЕСКУЧНАЯ ПРОФЕССИЯ

– Дарья Александровна! Преподавание – это самая не скучная профессия в мире. Согласны?

– Да, каждый мой день не похож на другой, ведь он приносит новые эмоции и впечатления. Однообразие – точно не про профессию преподавателя!

– Даже если он работает в общеобразовательной школе?

– Конечно! Особенно, если работает в школе. Вокруг столько всего интересного! Дети растут, меняются, а вместе с ними меняемся и мы. На протяжении многих лет я работаю по одному и тому же учебнику, но для каждого класса один и тот же урок проходит по-разному.

– Тогда почему английский язык в школе такой скучный?

– Нет, он совсем не скучный! Лично я с первого урока влюбилась в английский язык. И не перестаю его любить до сих пор! Многое зависит от взаимоотношений учителя и ученика, от отношения педагога к своему предмету.

А ПОГОВОРИТЬ?

– Детям интересен сам язык или сфера его применения? Кстати, по статистике, 85% россиян не знают английского языка, хотя и учили его в школе…

– Конечно же, всегда интересна сфера применения. Может быть, 85% населения не владеют иностранным языком, потому что они его не применяют? Английский язык – это же про разговор! Я захожу в класс, начинаю говорить на английском, и дети мне отвечают. Мы можем прочитать текст, обсудить, что чувствуют его герои. Всё это должно происходить на английском языке. Когда дети осваивают иностранный, они способны его применять.

ОТ АНГЛИЙСКОГО – К КИТАЙСКОМУ

– Наверное, мы чувствуем себя представителями великой цивилизации. Тем более сейчас, когда английский – язык не дружественных нам стран. Что в условиях геополитических вызовов становится приоритетным в языковом образовании?

– Приоритеты не меняются, иностранный язык нужно учить для того, чтобы мозг развивался. Моя бабушка, которая родилась в 1933 году, прекрасно знала немецкий язык. Когда началась Отечественная война 1812 года, русская аристократия говорила на французском. Сегодня в школах самый популярный язык – английский. Сейчас многие переходят на изучение китайского языка. В Ржеве таких возможностей пока нет, но дети сами учат корейский и китайский – по видеоурокам.

Когда учишь иностранный язык, формируется определённый строй мышления. Учишься не просто анализировать информацию, но интерпретировать её для себя. Может быть, английский не понадобится в жизни, но будет востребован другой иностранный, а навык изучения языка уже есть.

Старшеклассники мне признаются, что слова уже не учат: им достаточно на перемене посмотреть, чтобы запомнить. Вспоминают, как во втором-третьем классах слова тяжело давались, а сейчас легко запоминаются. Благодарят, что заставляла учить по 30 слов, зато сейчас легко запоминают большой объём материала. И если понадобится другой иностранный язык, им будет намного легче его выучить.

ЧЁРНАЯ КОШКА – К УДАЧЕ

– Да, язык – это определённая ментальность, культура, философия…

– Я это называю страноведением. Мне всегда было интересно культурное своеобразие. Например, если у нас чёрная кошка перебежала дорогу – это плохая примета, а в Англии – наоборот! Всегда же интересно узнать, как живут люди в другой культуре.

– Английская культура вам нравится?

– Я считаю себя русской до «мозга костей», ведь родилась и выросла в России. Но знакомство с иной культурой – обогащает. Сама я никогда бы не эмигрировала, но увидеть тот же Стоунхендж, съездить на отметку «нулевого меридиана»… Есть такое выражение: ты столько раз человек, сколько языков знаешь. И если говоришь на иностранном и знаешь иную культуру, в тебе могут жить несколько личностей.

– Если человек захочет уехать в другую страну, ему следует заранее выучить язык?

– У него просто не останется иного выбора, кроме как заговорить на иностранном языке. Я знаю случаи, когда взрослые учат его просто для удовольствия. Но если язык не применять, он быстро забывается. Знания, которыми мы не пользуемся, наш мозг убирает в самый дальний угол.

ПОПЫТКА НЕ ПЫТКА

– Ваше любимое слово в английском языке?

– Последнее время мне очень нравится слово try – пробовать, пытаться. Обычно перечитываю на новогодних каникулах «Рождественскую песнь» Чарльза Диккенса, и там в самых первых строках оно встречается.

– И по жизни вам нравится пробовать?

– Да, всегда стараюсь познать нечто новое. К тому же, как известно, попытка не пытка.

ПРЕМИИ – ЛУЧШИМ

– В нынешнем году вы участвовали сразу в нескольких конкурсах и победили в федеральном – на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, с чем мы вас и поздравляем!

– Спасибо большое. Да, я участвую во многих конкурсах. Думаю, мой опыт может быть интересен коллегам, и я уже готова им делиться. В то же время учусь у других. Для того, чтобы участвовать в любом конкурсе, приходится собирать огромное количество различных документов – в подтверждение того, чем я занимаюсь изо дня в день.

Один из пунктов – методические разработки. Подтверждала их своими выступлениями и публикациями. Другой пункт – работа с разными категориями детей. Одарёнными, мотивированными и не очень, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ещё один пункт – работа в целом: в каких конкурсах участвую я и мои ученики… Порой сама удивилась, как много мы делаем вместе с детьми и коллегами! Получилась огромная папка документов. В конкурсе каждый регион РФ выбирает своих лучших учителей.

– То есть, вы – лучший учитель в тверском регионе?

– Я бы так категорично не утверждала. Просто в этом конкурсе я вошла в число победителей. Очень много сил потратила на участие, и когда увидела своё имя в списке победителей, была просто счастлива! Учитель – вдохновляет!

– Детей мотивирует тот факт, что им преподаёт лучший учитель Тверской области?

– Признаются в этом, когда уже сами учатся в университетах. Недавно одна девочка так и сказала: «Дарья Александровна, я всегда вами вдохновлялась!». Причём не только мной. Главное – быть лучшим учителем для своих учеников.

– Дарья Александровна, как мотивировать детей, которым английский язык не доставляет удовольствия?

– Постараться стать для ребёнка неким проводником, и даже не в мир языка. У меня есть девочка, с которой я несколько лет не могла найти общий язык, мы даже общались через классного руководителя. А в этом году удалось наладить общение не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Ведь я также курирую «Движение Первых». Благодаря этому у меня появилось много новых тем для обсуждения с детьми и много совместных дел. И наше неформальное общение на переменах очень благоприятно влияет на урок.

ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

– Ваше участие в других конкурсах?

– Также подавала заявку на Форум классных руководителей, который состоится на следующей неделе в Москве. Ещё – на конкурс «Флагманы образования», региональный этап которого состоится 17 октября. А завтра – последний день подачи заявки на премию «Знание», но упустить такую возможность я не могу. Идей много, и всё хочется попробовать!

– Дарья Александровна, а вас что именно вдохновляет?

– Недавно прочитала вдохновляющую книгу Мэй Маск (это мама Илона Маска) «Женщина, у которой есть план». Одна из глав книги так и называется: «А почему бы и нет?». Живу по этому принципу. Конечно, не всё получается…

– Если бы была возможность, что бы вы поменяли в нашем образовании? В системе обучения языку, в частности?

– Сейчас для всей страны есть единая программа по любому предмету. Учителя английского языка уже второй год работают по единой программе. Идея прекрасная, но на сегодняшний день нет идеального учебника. И многое из того, что прописано в программе, приходится додумывать самой, брать из разных источников…

– А вы сами не хотели бы написать учебник?

– Пока не чувствую в себе таких сил. Восхищаюсь в этом плане Андреем Мишиным, который работает в многопрофильной гимназии Твери. Андрей Валентинович уже издал несколько учебников. На мой взгляд, это грандиозная работа! Не считаю себя теоретиком, я – практик, люблю живую работу. Хотя в дипломе моя специальность – «лингвист, преподаватель». Всё, что касалось предметов, связанных с преподавательской деятельностью, мне нравилось больше, чем лингвистика.

– Тогда что такое удачный урок и неудачный урок?

– Удачный урок – тот, который достиг своей цели. Тогда это большая удача. Когда иду на урок, у меня уже есть план. Знаю, что условно этот класс способен сделать шесть заданий, а у нас получается только два или три. Такой урок заставляет меня лучше продумать следующее занятие. Переживаю, когда мои планы не совпадают с тем, что я в итоге получается. А вообще, неудачный урок просто не имеет права на существование!

РАБОТА И ЖИЗНЬ

– Дарья Александровна, как вы делите работу и жизнь? У вас есть work-life balance?

– Нет, работа поглощает всё! Единственный человек, который может «вытащить» меня оттуда, это мой супруг. Но при этом никогда не «ставит палки в колёса». Он работает в другой сфере, но всегда меня поддерживает. Вся моя семья с пониманием относится к моей профессии и в любую минуту готова прийти на помощь.

«ЛЁГКИЕ» ДЕТИ

– Вы уже 12 лет в школе, есть определённое эмоциональное выгорание?

– Нет, ведь я занимаюсь любимым делом. Может быть, мне просто везёт, но в нашей школе замечательные дети! Самая большая проблема – это мотивация. Например, «Движение Первых» открывает перед ними столько возможностей! Но не все их видят и готовы меняться.

– А вообще, чего хотят дети от этой жизни?

– Хороший вопрос! Если бы я знала ответ, работать стало бы гораздо легче. Дети хотят многое. Сейчас я классный руководитель в 10-м классе, и ближайшая цель ребят – успешно сдать экзамены и поступить в вуз. Нынешним детям свойственна некая лёгкость. Они стали очень лёгкие, понимаете? Легко ко всему относятся. Легко принимают всё, что вокруг них происходит. Легко подстраиваются, легко принимают и легко отпускают…

– Школа теперь не занимается «предоставлением образовательных услуг». Детей стали воспитывать, но кого школа хотела бы получить на выходе?

– Это прописано в разных положениях: духовно развитую, нравственную личность, человека с правильными убеждениями, пониманием мира и своего места в нём. Ребёнок должен понимать, что «такое хорошо, и что такое плохо». Многие дети сейчас умеют отстаивать свои личные границы. Хорошее качество, но всегда учу делать это с осторожностью. Самое главное в человеке – это любовь. К своей семье, к своему родному краю, к своей стране.

– Воспитывают лидеров, но ведь не каждый ведь может им быть?

– А каждому и не нужно. Но школа всем даёт возможность проявить свои качества. Надо говорить жизни «да»! Уметь пользоваться возможностями, которые она даёт.

ГОРОД ДЛЯ МОЛОДЫХ

– Согласны с тем, что сейчас Ржев становится городом для молодых?

– Да, происходит много приятных изменений. Мне нравится, что стало больше зон отдыха. Этим летом много гуляла пешком, а у меня всегда в сумке книга – и везде по пути можно было присесть на лавочку и отдохнуть. Появились точки быстрого питания, которые любит молодёжь. Много возможностей для занятий спортом и творчеством.

Ещё хотелось бы иметь интересное пространство для холодных дней, но пока не знаю, что это может быть. Если бы появилась идея, обязательно сделала бы под неё грант. Но самое важное, что в Ржеве работают предприятия, где молодым специалистам предоставляют все возможности для профессионального роста и комфортной жизни.

ЛУЧШИЕ ЛЮДИ НА СВЕТЕ

– Дарья Александровна, поздравим коллег с Днём учителя?

– С удовольствием! Искренне считаю, что учителя – самые лучшие люди на свете! Желаю всем своим коллегам крепкого здоровья – это очень важно в современном мире. Любви к своему делу и к ученикам, любви от учеников и их родителей. Чтобы работа в школе была только в радость, чтобы вокруг нас не существовало негатива. И, конечно же, всем желаю счастья и мирного неба!

– Благодарю вас за интервью.

Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото из личного архива.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.