Наш собеседник – заведующий наркологическим отделением ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» Д.П. Луконин.
НОСТАЛЬГИЯ ПО ЛТП
– Дмитрий Петрович! На днях был опубликован «Национальный рейтинг трезвости субъектов РФ-2016», составленный Общественной палатой России. Тверская область заняла в нём 50-е место из 85. Как вы оцениваете этот результат?
– Конечно, хотелось бы увидеть наш регион в первой десятке, но, думаю, в течение ближайших пяти лет эта цель недостижима. Тверской регион – традиционно дотационный, у нас немало безработных граждан. А не занятый человек, особенно мужчина, очень часто приходит к алкогольной зависимости.
– Потому что утрачивает смысл, цель жизни?
– У нормального человека такой целью может стать семья, дети. У нас много одиноких мужчин и женщин, которые в состоянии создать «ячейку общества». Но проблема в том, что очень часто одинокие мужчины за 30 – это люди выпивающие. А какая здравомыслящая женщина решится связать свою жизнь с человеком, от которого в любой момент можно ожидать подвоха? Думаю, можно улучшить социальную обстановку в регионе, создавая новые рабочие места. Когда народ будет занят – сократится количество пьющих.
– Сегодня многие с ностальгией вспоминают советские времена, и в частности, ЛТП (лечебно-трудовые профилактории). Не стоит ли нам вновь обратиться к этой практике?
– К сожалению, пока люди сами этого не захотят, с ними ничего невозможно сделать – у нас нет принудительного лечения. Что касается наркологии, советская система здравоохранения была весьма эффективной. Многие пациенты после пребывания в ЛТП действительно меняли свою жизнь.
Но ЛТП – принудительная мера, та же самая колония-поселение, где правоохранительные органы и медицина непосредственно взаимодействовали. И, откровенно говоря, это мало кому нравилось. Можно вспомнить и о медвытрезвителях, которые прежде существовали в каждом городе, выполняя очень важную функцию: благодаря этим учреждениям многим гражданам в своё время удалось сохранить не просто здоровье – жизнь. Сейчас немалое количество людей банально погибают: напился, упал на улице, замёрз.
НЕ ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ
– Алкоголизм как болезнь излечима?
– Моё мнение таково: можно повернуть время вспять, но только до определённого момента. Когда человек переходит некую грань – алкоголизм сочетается с деградацией личности, теряется критичное отношение к своему состоянию – тогда, к сожалению, остаётся лишь путь вниз, к бесславному концу.
– Интересно: а сам человек чувствует, что переступил некую грань?
– Наша психика устроена таким образом, что мы всегда себя в чём-то убеждаем: вот сегодня выпью в последний раз, а утром начну новую жизнь. Одним словом, занимаемся самообманом, ничего при этом не меняя.
Личность больного настолько деформируется, что люди не хотят жить в привычном для нас понимании: они начинают вести асоциальный образ жизни, бродяжничают, бомжуют. Знаю одного активно злоупотребляющего спиртным товарища, который уже на протяжении нескольких лет живёт в неотапливаемом гараже. Человек – такое существо, что приспосабливается ко всему. Но, в конце концов, эти люди умирают от сопутствующих алкоголизму заболеваний, бытовых конфликтов, некоторые элементарно замерзают на улице.
– Когда вы выбирали медицинскую специализацию, отдавали себе отчёт в том, с какой категорией граждан предстоит работать? У врача такие пациенты вызывают сочувствие?
– Конечно! Я в медицину пришёл 15 лет назад, но тогда была несколько иная ситуация, даже другая категория зависимых от алкоголя пациентов. Например, в то время в разговорах с людьми не ощущалась такая безысходность, как сейчас. Очень часто слышу от пациентов, что они не могут найти нормальную работу, перебиваются случайными заработками. Но когда начинаешь выяснять подробности, оказывается, что они очень разборчивы – работать за 10 тысяч не желают. Говорят: «Я не дурак, чтобы работать за такие деньги».
– Такой подход обычно свойственен молодым людям. Или страдающие от алкоголизма инфантильны по своей природе?
– Я бы сказал, что они просто пытаются оправдать себя в глазах окружающих. Убеждают самих себя, что не могут найти работу по объективным причинам, и начинают в это искренне верить. Но в целом алкоголизм и наркомания – проблемы социальные. В советское время пить было стыдно: если человек попадал в медвытрезвитель – информация об этом сразу же поступала на его работу. На предприятии проводили собрания, где «песочили» провинившегося всем трудовым коллективом. И это был урок на всю жизнь. Вот, скажем, в фильме «Афоня» есть подобный эпизод. Люди боялись опозориться. А сейчас никто ничего не боится.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.