Наш долг перед погибшими на той войне – близкими и дальними – не имеет срока давности. Но как увековечена их память в Ржевском районе, и что происходит с воинскими захоронениями в местах едва ли не самых ожесточённых боёв Великой Отечественной? Ответ на этот вопрос мы неожиданно получили в деревне Кокошилово.
СПРАВКА «РП»
Деревня Кокошилово, в 25 километрах от Ржева, была оккупирована в октябре 1941 года, освобождена – 5 января 1942-го войсками 39-й армии Калининского фронта в ходе зимнего наступления Красной Армии. Во время всех операций Ржевской битвы д. Кокошилово являлась ближайшим тылом: в 1942-м линия фронта проходила от 8 до 20 км к югу от деревни. Весной того же года здесь шли работы по строительству оборонительной полосы. С июля по сентябрь в Кокошилове располагался медсанбат, происходило доукомплектование частей. В течение всего этого времени деревня подвергалась налётам вражеской авиации.
Местное воинское захоронение было создано в 1954 году. Дата смерти захороненных здесь бойцов – с января 1942 года (время освобождения д. Кокошилово) по март 1943-го. По данным администрации Ржевского района, в братской могиле нашли свой последний приют 2221 погибший, известны имена 1582 солдат и офицеров.
\
НАДО ДЕЛИТЬСЯ!
В д. Кокошилово с/п «Победа» недавно побывали три десятка молодых людей, представляющих ФГУП «Росразмещение» и АНО «Патриот» (Москва). На братском захоронении руководитель экспедиции Дмитрий Масленников по-военному чётко раздал команды, определив каждому фронт предстоящих работ. Пока «московский десант» красил ограду и высаживал цветы, мы побеседовали с Дмитрием Владимировичем на тему долга и памяти, но не только…
– Откуда у вас столь повышенное внимание к патриотической стороне бытия?
– Я родом из СССР, по первому образованию – военный. Но наша организация курирует не только восстановление воинских мемориалов: мы также помогаем и двум детским домам. Ремонтными работами на братских захоронениях активно занимаемся на протяжении последних трёх лет. Поскольку наши представительства находятся в разных регионах страны, кидаем клич, и нам предлагают объекты, которые необходимо привести в порядок. С коллегами скидываемся, потом контролируем ход ремонтных работ на местах. Для нас это абсолютно нормальная практика, я бы даже сказал – гражданский долг: мы готовы делиться, раз зарабатываем.
– Местные власти одобряют подобные инициативы?
– Мы встретились с Валерием Румянцевым, главой Ржевского района. Внимание к нам, конечно, приятно, но даже если бы этого внимания не было, – думаю, ничего бы не изменилось.
– Но почему именно братское захоронение в Кокошилове?
– На сегодняшний день на территории Московской области все воинские мемориалы восстановлены. И мы с представителями АНО «Патриот» решили выйти за пределы столичного региона. Первое, что вспомнилось ещё из школьной программы, – Ржев: «Я убит подо Ржевом, в безыменном болоте…».
\
«ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ»
– Вам не кажется, что в 80-е, когда мы учились в школе, существовала такая же массированная пропаганда патриотизма? Сегодня вновь всё возвращается на круги своя?
– Мне хочется так думать. Кстати, в нынешнем году я впервые принял участие в работе поисковых отрядов на территории Ржевского района. Взял с собой двух старших сыновей. Не доезжая до деревни Погорелки, присоединились к поисковикам, которые работали под Васильевским урочищем…
– Но, согласитесь, патриотизм – это любовь к Родине, а любовь не воспитывают: любовь – чувство камерное…
– Конечно, грубая пропаганда способна вызвать лишь отторжение, но когда она касается души, правильно преподносится и объясняется, – это работает. Патриотизм должен воспитываться – в этом у меня нет никаких сомнений.
– Вы хотите сказать, что сегодня удалось выйти на нашу традиционную парадигму государственного развития?
– Пока ещё не в той мере, в какой хотелось бы. Но, например, через подобные выезды, надеюсь, наши сотрудники почувствуют личную сопричастность к истории страны. Ведь когда что-то делаешь своими руками, видишь результаты своего труда – это вдохновляет. Патриотизм – это уважение к предкам, к своей Отчизне, и у каждого человека есть чувство внутреннего благородства. Хочется, чтобы каждый из нас задумался: прежде чем он появился на свет, жили другие люди, которые отдали свою жизнь за наше будущее, пережили ужас, боль, страх… У каждого человека – своя миссия, с которой он приходит в этот мир. Самое главное – донести эти смыслы до подрастающего поколения, которое формировалось в эпоху отсутствия государственной политики, национальных идеалов. Да, их воспитанием занимались, но, к сожалению, это была не наша страна…
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.