В октябре 2021 года в Ржеве произошло довольно редкое, но в то же время приятное и даже радостное событие – пред любознательными взорами горожан практически во всей своей красе предстал обновлённый дореволюционный купеческий особняк, расположенный по адресу: ул. Грацинского, д. 25. И я вполне понимаю тех участников ржевских интернет-сообществ, которые в комментариях к снимкам по этому поводу с искренним удивлением спрашивали: «А где это?». Да, дом, конечно же, ощутимо преобразился. Можно было бы даже сказать, что до неузнаваемости, но дело скорее в том, что ржевитяне попросту стали забывать вид этого роскошного особняка, последние десятилетия надёжно скрытого от глаз дремучими зарослями разросшихся вокруг него деревьев. Так что расчистка пространства перед домом и открытие тем самым его парадного фасада уже, на мой взгляд, является доброй половиной успеха нынешнего презентабельного вида особняка. Ну, а сам ремонт и покраска фасада удачно довершили дело, произведя на ржевитян явно благоприятное впечатление.


«ДОМ ЯБЛОКОВОЙ»

Об истории особняка практически ничего не известно, хоть он и расположен буквально в 100 метрах от древнейшего и градообразующего для Князь-Дмитриевской стороны места – Спасского крестца (Спасская площадь, площадь Коммуны). Со слов самих жителей, дом принадлежал купчихе Яблоковой, но пока каких-либо сведений о ней найти не удалось. Хотя, при отсутствии другого персонального имени название «дом Яблоковой» вполне может прижиться (по аналогии с другими ржевскими старинными особняками – «дом А. Немилова», «дом Мясникова», «дом Берсенева» и т.д.), став удобным для понимания того, о каком именно строении идёт речь.

Двухэтажный с мезонином кирпичный оштукатуренный купеческий особняк является важным элементом исторической застройки Малой Спасской (ныне – ул. Грацинского), а также достойным представителем дореволюционной ржевской архитектуры, коей в городе сохранилось, к сожалению, крайне мало. Особняк реально большой: на данный момент общая площадь дома составляет 460,6 кв. м, из них жилая площадь – 354 кв. м (6 жилых помещений-квартир), нежилая – 106,6 кв. м. Несущие стены выполнены из красного кирпича, перекрытия между этажами – железобетонные, фундамент – ленточный, есть и подвальное помещение.

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ

Прямоугольный в плане объём (с небольшим выступом на северной, дворовой стороне дома) с поперечным мезонином вытянут вдоль красной линии улицы. Парадный южный фасад имеет трёхчастную центрально-осевую композицию в семь световых осей в двух этажах основного объёма и пять – в мезонине. Углы парадного фасада обрамлены обработанным «под шубу» рустом (отёсанным камнем), три центральные световые оси выделены пилястрами (вертикальными выступамми стены), которые украшены каннелюрами (вертикальными желобками). Оконные проёмы оформлены рамочными наличниками. Простенки между окнами по бокам парадного фасада декорированы вертикальными накладками-филёнками, поле которых обработано «под шубу». Под оконными проёмами первого этажа цоколь также украшен накладками-филёнками, поле которых обработано уже «под грани вальмовой кровли». Первый и второй этажи здания отделены простым пояском-тягой.

Оконные проёмы второго этажа имеют подоконные карнизы, опирающиеся по краям на два сухарика (выступами в виде орнамента), а сверху украшены сандриками (в виде простых профилированных полочек). Над сандриками виден ещё один поясок из двух тяг с рядом поребриков между ними, который отделяет венчающий карниз от общего объёма здания. А вот широкий многообломный венчающий карниз имеет сугубо ржевскую особенность – разрыв карниза по фасаду, который занимает почти треть его общей длины. Разрыв этот заполняет собой богато декорированный мезонин в пять световых осей.

Оконные проёмы мезонина обрамлены изящными полуколоннами, тело которых ровно в высоту проёмов украшено каннелюрами. Между базами полуколонн под оконными проёмами для декора вновь используются уже знакомые накладки-филёнки, поле которых обработано «под шубу». Сверху оконные проёмы мезонина венчают массивные лучковые сандрики, архивольты (обрамления арочного проёма) которых опираются на ступенчато сужающиеся консоли. Капители полуколонн поддерживают собой карниз треугольного фронтона, в тимпане которого имеется пустой круг (для барельефа?), вписанный в центр треугольной рамки, повторяющей очертания фронтона. По бокам фронтон украшают декоративные столбики с расширяющимся ступенчатым навершием.

И ещё один нюанс – с каждого бока парадного фасада сохранились по одному пилону (один даже с филёнками) от некогда стоявших здесь ворот. В итоге можно заключить, что композиция дома и архитектурные приёмы унаследованы от позднего классицизма, а штукатурный декор и лучковые перемычки проёмов мезонина характерны для раннего этапа эклектики в архитектуре.

НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА

Пожалуй, стоит сразу оговориться, что данное описание архитектурных особенностей здания после проведённого ремонта фасада частично перестало соответствовать действительности. В частности, пилястры первого этажа почему-то лишились своих оснований-баз, исчезли условные капители, как бы поддерживавшие междуэтажный поясок-тягу. Сверху на него опирались базы-основания пилястр второго этажа. Так вот, на этих «перекрёстках» междуэтажного пояска-тяги с пилястрами вместо их баз и капителей сейчас образовались какие-то аномальные прямоугольные наросты. А бывшие пилястры, благодаря этому, превратились то ли в лопатки, то ли во что-то ещё более непонятное.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.