В одном из недавних номеров «РП» был опубликован материал об «особенностях» реализации в Ржеве государственной программы поддержки людей с ограниченными возможностями «Доступная среда». В частности, речь шла о промежуточных итогах работы по составлению так называемой «карты доступности» городских объектов, которую вместе со своими помощниками проводит руководитель клуба инвалидов «МИР» Мария Грезнева. В результате таких рейдов по городским улицам встал вопрос не столько о количестве учреждений, организаций и магазинов, где соответствующие требования выполнены (то есть, оборудованы пандусы, поручни, кнопки вызова), сколько о практической пригодности создаваемых здесь вспомогательных конструкций. Иными словами, речь шла о доступность «доступной среды» (простите за тавтологию). Очередным шагом в этом направлении стал круглый стол с участием представителей городской власти и руководителей городских предприятий.
«ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕМ ВМЕСТЕ»
Именно под таким девизом и состоялась встреча в актовом зале отдела соцзащиты. Помимо представителей отделов администрации и некоторых других ключевых структур, имеющих прямое или косвенное отношение к обеспечению прав маломобильных групп населения в Ржеве, активное участие в работе круглого стола приняли глава города Вадим Родивилов и ген. директор ПАО «Электромеханика» Виктор Константинов. Общение проходило, в основном, в формате «вопрос-ответ», а вопросов со стороны специалистов соцзащиты и самих инвалидов прозвучало немало. Речь шла о бесплатном обеспечении необходимыми медикаментами, особенностях медицинского обслуживания, о проблеме свободного перемещения по городу и адаптации существующей инфраструктуры к ограниченным возможностям этих людей. Вопросы наболевшие, однако, их решение затягивается – ещё со времени предыдущего круглого стола, прошедшего в феврале 2016-го.
Речь даже не столько о проектах, требующих серьёзных финансовых затрат, сколько о культуре отношения к людям с ограниченными возможностями. Как заметила начальник территориального отдела соцзащиты города и района Татьяна Куренкова, такие «мелочи», как сигнальные лампы, укрупнённый шрифт или тактильная информация (рельефно-точечный шрифт) в городе до сих пор можно увидеть, пожалуй, только в здании соцзащиты.
Основное же внимание участники круглого стола уделили вопросу свободному перемещению по городу инвалидов-колясочников. Чтобы не быть голословной, руководитель клуба «МИР» («Молодые инвалиды Ржева») Мария Грезнева представила результаты личного рейда по нескольким районам города. Из её отчёта следует: из 81 объекта статус «доступно полностью» или «доступно частично» могут получить лишь 24 (в целом по городу процент ещё ниже).
Ключевая особенность ржевской «доступной среды» – несоответствие создаваемых условий техническим требованиям, из-за чего их использование фактически невозможно (кнопка вызова на большой высоте, узкий пандус, крутой угол подъёма и так далее). По это причине Мария обратилась к администрации города с вполне логичным предложением: на приёмку строящихся объектов необходимо приглашать инвалидов, чтобы они лично опробовали «доступность» объектов – на коляске (причём уличной, а не домашнего типа). Глава города заверил: обращение М. Грезневой услышано, и инвалидов впредь будут привлекать на объекты для оценки созданной здесь «доступной среды». Хотя и с этим возможны некоторые трудности.
ПРЕОДОЛЕВАЯ ПРЕПОНЫ И ТРУДНОСТИ
Дело в том, что администрация не может влиять на частных застройщиков напрямую, потому для решения вопросов с доступностью объектов требуется дополнительные согласования, а это не всегда получается. Пример – ремонт тротуаров на улице Большая Спасская, где, по словам главы города, ни один хозяин магазина не включился в эту работу, несмотря на отправленные им обращения.
Существует и проблема оборудования прилегающей к зданиям территории специальными дорожными знаками: порой въезд на пандус у магазина просто-напросто перекрыт автомобилями. Приглашённый на круглый стол инспектор дорожного надзора Александр Франтов пояснил: воздействовать на владельцев частной территории ГИБДД не в силах, да и преграждение въезда на пандус сегодня не является нарушением.
Единственный выход из ситуации – диалог с собственниками недвижимости, и он, по словам инспектора, уже ведётся. В результате представителям городской администрации был передан список городских объектов, где требования «доступной среды» не выполняются, – важно устранить все выявленные недостатки. Впрочем, на сегодняшний день опыт совместной работы власти и активистов профильных организаций уже есть: в результате совместных консультаций, по словам Марии Грезневой, сделан качественный ремонт дорог и тротуаров на Советской площади, улице Н.Головни, решена проблема со скатом на пешеходном переходе у здания полиции.
За внимание к замечаниям руководитель клуба «МИР» поблагодарила начальника отдела транспорта и дорожного хозяйства администрации Максима Громова. Однако, такое взаимодействие (и эффект от него) требуется гораздо чаще, чем существует на сегодняшний день.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.