В новом учебном году в школы и детские сады округа придут работать сразу девять молодых педагогов, окончивших в 2024-м вузы и колледжи. Среди них – педагог-психолог СОШ №5 Елена Новикова, с которой мы пообщались накануне Дня знаний.
ПО ЗОВУ СЕРДЦА
– Елена Алексеевна! 1 сентября вы впервые перешагнёте порог школы – в качестве начинающего учителя. Ваш выбор – по зову сердца или по стечению обстоятельств?
– Хорошо помню: в 4-м классе я твёрдо решила стать психологом. Хотелось лучше понимать…
– Себя?
– Нет, других людей. Почему в одинаковой ситуации они реагируют по-разному, поступают так, а не иначе? Что является первопричиной такой реакции? А ближе к 9-му классу задумалась: себя ведь тоже надо понимать! Тогда и решила: обязательно получу специальность психолога. Сейчас меня интересует ещё и сфера дошкольного образования, поэтому, возможно, я продолжу учёбу.
– Профессиональные знания уже используете? В семье, с друзьями?
– Нет, психологу нельзя исследовать своё окружение, родных людей, проводить консультации для ближнего круга, поскольку ты предвзято к ним относишься, не можешь бесстрастно анализировать. Хотя мама так и предполагала: «Окончишь университет, и я стану первым твоим клиентом!». Но об этом нас предупреждали ещё на первом курсе, когда знакомили с будущей профессией.
– Наверное, в первый раз прийти в школу профессиональному психологу совсем не страшно?
– Если честно – страшно! Но, думаю, я выбрала «правильную» школу, где создана комфортная атмосфера и для детей, и для педагогов. Кстати, впервые я побывала в СОШ №5 на практике. И решила остаться здесь работать, поскольку уже знала, что меня ждёт.
– Если внимательно присмотреться к нашему городу, можно увидеть, что в Ржеве есть реальные возможности для саморазвития.
– Всегда можно вернуться домой и реализовать себя в качестве специалиста. Я училась в Твери, хотя многие из моего класса специально поступали в вузы Москвы и Петербурга, чтобы там остаться. Ржев – мой родной город. Моя бабушка отсюда родом, но долгое время жила в Крыму. Позже вместе с детьми вернулась обратно. И я здесь родилась. Нелегко было выбирать между Бахчисараем и Ржевом – это два самых замечательных города на земле! Вообще, Крым – это моё детство, часть меня. Но – окончила Тверской государственный университет и вернулась в Ржев.
ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ
– Как вы воспринимаете события, которые разворачивались в Крыму?
– Из своих источников – от родственников и друзей – знаю, какая там ситуация. Люди, которые живут близко к боевым действиям, рассказывают страшные вещи. Это травмирует психику, поэтому стараюсь об этом меньше думать. Очень надеюсь, что скоро всё завершится! Если постоянно переживать, можно легко загнать себя в экзистенциальный кризис, а из него очень сложно выбраться. Лично мне тяжело с этим справляться, а кто-то готов думать над происходящими событиями день и ночь. Возможно, у этих людей просто стабильная нервная система, хотя мне кажется, что таковых сейчас совсем немного…
– Те самые экзистенциальные, вечные вопросы, которые возникают в юном возрасте?
– Человек впервые начинает задумываться о смерти в детстве. Когда ребёнок понимает, что все смертны – и котик, и собачка, и он сам. Помню, всерьёз задумалась об этом лет в 10-11. Тяжело восприняла: зачем живу, если всё равно умру?
– И вы нашли для себя ответы?
– Стараюсь видеть в жизни позитивные моменты, меньше обращать внимание на негатив. Это не всегда получается, но нужно стараться! Жизнь – она больше про радость, чем про печаль. И важно эту жизнь прожить максимально плодотворно, чтобы потом своим детям и внукам сказать: видите, как всё круто у меня было?
ИЗ ГЛУБИН ПОДСОЗНАНИЯ
– Елена Алексеевна, какие методики планируете использовать в своей работе?
– Есть большой комплекс психодиагностических и коррекционных методик, с помощью которых можно работать как с детьми, так и с их родителями. Например, мне нравятся метафорические ассоциативные карты (МАК). Это инструмент, с помощью которого психолог сможет побудить пациентов к откровенному разговору о своих проблемах.
Наше мышление и восприятие мира основаны на метафорах, а изображения на картах могут включать в себя природу, животных, предметы быта, абстрактные формы. Человек подсознательно выбирает карты, которые наиболее соответствуют его мыслям или чувствам, а психологу это помогает лучше его понять. Метафорические карты позволяют людям осознать собственные эмоции и чувства. Так человек может сам дать ответ на свой вопрос. Точнее его даёт подсознание.
– То есть, внутри есть готовые ответы на все вопросы, которые человека мучают?
– Да, есть. Остаётся лишь извлечь их из глубин подсознания. Психолог должен уметь правильно направить мысль пациента, но при этом ничего нельзя советовать. Совет – это навязывание, а направление мысли – разрешение внутреннего конфликта, позволяющее прийти к определённому решению.
НИЧЕГО ЛИЧНОГО
– Важно направить именно мысли, а не чувства?
– Психолог не должен транслировать свои чувства, он должен оставаться беспристрастным. Я могу видеть проблему и работать не просто на уровне консультации, а давать человеку поддержку, опору, необходимый ресурс.
– Елена Алексеевна, в жизни каждого ребёнка должен быть кто-то, кто его поймёт?
– Родители могут очень любить своего ребёнка, но при этом не знать, как можно в конкретной ситуации его поддержать. Потому что родители смотрят на него как на своего сына или дочь, и у них есть свой опыт детства, который порой влияет далеко не лучшим образом. Психологов учат абстрагироваться от личного, видеть человека целиком и работать исключительно на него. А большинство родителей не могут абстрагироваться – у них нет таких навыков. Они сильнее тревожатся за ребёнка, больше за него отвечают. А я в этом смысле несколько свободнее, поэтому способна заметить важные детали и дать необходимые подсказки, в том числе родителям и педагогам.
ОТЦЫ И ДЕТИ
– Елена Алексеевна, школьный психолог отличается от своего коллеги, работающего со взрослыми людьми?
– Везде присутствует проблема родительского воспитания. Поэтому и с ребёнком, и со взрослым человеком обязательно прорабатывается проблема детско-родительских отношений. Это помогает выявить суть проблемы. Родители часто совершают ошибки в воспитании, потому что их самих так воспитывали, и они просто не знают, как вести себя иначе.
– К детям нужно подходить так же серьёзно, как ко взрослым?
– Многие дети обижаются, когда их воспринимают именно как детей. Общаться с ними, как со взрослыми, относиться к их проблемам серьёзно – это очень важно.
– И как с ними обращаться – на «вы»?
– Обычно это зависит от того, как человек представился. Если на «ты», то и разговариваешь с ним на «ты»: он называет меня по имени, и я называю его по имени. Но школьный психолог – он ещё и педагог, а к педагогу – обращение только на «вы».
ПО ПУТИ ВЗРОСЛЕНИЯ
– Елена Алексеевна, какова основная задача психолога в школе?
– Поддерживать детей на пути взросления, то есть, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение. Но за помощью к психологу могут обратиться все участники образовательного процесса, если возникли трудности учебного плана или проблемы личного характера. Например, трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, родителями; эмоциональные состояния: апатия, депрессия или раздражительность, агрессивность. А ещё – при желании подростка узнать больше о себе, своих особенностях и возможностях. Психолог занимается развитием познавательных процессов – таких, как внимание, память, мышление, социальных навыков. Может провести и профориентационную диагностику.
– Всем детям нужно общаться с психологом? Учителей недостаточно?
– Да, но из-за большого количества детей в школах это не получится. Конечно, есть ребята, которые собираются с силами и сами идут к психологу. У каждого ребёнка должно быть место, где он может оставить свою боль и переживания, быть услышанным. Учителя при взаимодействии с детьми больше опираются на свой жизненный опыт, на своё представление о том, что такое добро и зло. Но у психолога куда больше возможностей, например, не просто подбодрить ребёнка, но и найти в нём ресурсы, на которые он может опираться, увидеть, в чём корень его проблемы. Увидеть причину и поработать с ней – это работа психолога. Педагогов этому не учат – у них другие задачи.
НОВЫЙ ФОРМАТ СТАРЫХ ПРОБЛЕМ
– Раньше можно было поговорить с друзьями. Теперь этот пласт традиционной культуры утрачен?
– Проблемы не изменились, просто поменяли форму. Если раньше подростка волновало, что никто не зовёт его гулять, то теперь проблема в том, что не пишут ВКонтакте. А тема та же – одиночество. Появилось немало новых технологий, которые разрушают психику. В телефонах дети сталкиваются с контентом, который им вообще лучше не видеть. Виртуальный мир сильно прогрессирует.
К сожалению, реалии нашей жизни провоцируют некоторых родителей на то, чтобы переключить внимание ребёнка с живого общения на блуждание в интернете. Но это путь в никуда. Теряется связь родителей с ребёнком, а сами дети получают нарушения эмоционально-волевой сферы, не приобретают навыков взаимодействия с другими людьми. И в дальнейшем сталкиваются с проблемами в общении со взрослыми и сверстниками.
– Но в подростковом возрасте уже крайне сложно менять закрепившиеся установки…
– Поэтому родителям не нужно стесняться приводить детей к психологу! Особенно в начальных классах, когда ребятишки чувствуют себя дезориентированными в новой реальности. Так будет проще справиться с социализацией в школе. Делаю упор на начальное звено, потому что у детей, переходящих из начальной школы в средние и старшие классы, часто есть какие-то неразрешённые проблемы, но, к сожалению, на них вовремя не акцентировали внимание.
– Например, буллинг в подростковом возрасте считается чуть ли не нормой. Кстати, он имеет место в ржевских школах?
– Скорее имеет место дезадаптация, когда ребёнок чувствует себя чужим. Аутсайдеры, несомненно, в классах есть, но лично я с буллингом не сталкивалась. Хотя сейчас такое время, что подростки могут быть очень жестокими.
– И как быть в ситуации, когда ребёнка «травят» одноклассники?
– Важно ликвидировать конфликт на начальном этапе, чтобы он не перерос во что-то большее. Если этот момент упустить, то, к сожалению, последствия могут быть тяжёлыми. Кто-то воспитывается в хороших семьях, а кто-то, недополучив любви, внимания и заботы, на этом фоне старается причинить боль другому человеку. Чтобы почувствовать себя значимым, уважаемым, испытать психологическое удовлетворение от этой ситуации.
ВНИМАНИЕ – В ДЕФИЦИТЕ
– Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – ещё один бич современных детей?
– Это один из актуальных медико-социальных явлений, возникших в наши дни. СДВГ задерживает развитие центральной нервной системы детей и формирование функций мозга, что затрудняет адаптацию к новым условиям жизни и учёбы. Симптомы проявляются примерно в 2-3 года. Само расстройство возникает в школьном возрасте, это состояние обычно длится до конца подросткового периода и снижается у взрослых людей.
Людям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности трудно контролировать своё импульсивное поведение. Это состояние приводит к неуспеваемости в школе. У детей с таким диагнозом при неудачах наблюдается слабая психоэмоциональная устойчивость, неуверенность в себе, склонность к зависимости, слабый самоконтроль. И здесь очень важна работа психолога.
ПЕРЕРАСТИ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ
– На ваш взгляд, чем дети отличаются от взрослых?
– Если взрослые переросли инфантильность, то дети думают, что планета вокруг них вертится. С возрастом меняются лишь социальные роли, а так все мы одинаковые. Я почувствовала себя взрослой лет с 10. Ребёнком чувствуешь себя беззаботно, думаешь о том, что дома всегда есть конфеты. А когда ты осознаёшь себя взрослым, понимаешь, что на эти конфеты нужно ещё заработать. Вот эта осознанность в человеке крайне важна!
ЖИТЬ В НАСТОЯЩЕМ
– Елена Алексеевна, ваши ближайшие планы?
– Хочу развиваться в сфере психологии. Для меня это не только любимая профессия, а постоянное саморазвитие. Потому что нельзя жить прошлым и нельзя жить будущим, нужно жить в настоящем, но при этом думать о завтрашнем дне.
– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам накануне Дня знаний?
– От всей души поздравляю с этим замечательным праздником! Пожелать хочу творчества в работе. Поскольку именно из творческого процесса мы черпаем ту энергию, которая нас движет вперёд.
– Благодарю за интервью. И – удачи на вашем профессиональном пути!
Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото Дениса Васильева.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.