Неизмеримо всё-таки богата русская земля на личности, характеры, таланты. Живём мы себе тихо-мирно, и подчас даже знать не знаем, что совсем рядом находятся люди, которые могли бы составить гордость не только малой, но и нашей большой родины. А они спокойно делают своё дело, не лезут на глаза, не заявляют громко о себе, не стремятся к пиару и саморекламе. А ведь им есть, что предложить этому миру – было бы только желание услышать их негромкий голос. Именно с таким человеком и свела меня недавно журналистская судьба. С директором ООО «НТО Экосистем» Валерием Окуневым мы встретились на базе предприятия в посёлке Успенское, куда меня сопроводил глава администрации одноимённого сельского поселения Максим Наумов.
ПЕРИПЕТИИ СУДЬБЫ. Впрочем, это был не вполне перст судьбы, а скорее подсказка главы Ржевского района В.М. Румянцева, который и посоветовал познакомиться с В.В. Окуневым. Мы последовали доброму совету и впоследствии ни разу не пожалели об этом. Более того, оказалось, что пути-дороги привели нас не только к знакомству с интереснейшим человеком, но и высветили огромную проблему, к решению которой он подошёл вплотную. Разумеется, если бы на то были воля и желание у тех, кто принимает решения на самом верху. Но стоит, наверное, начать с персоны самого В. Окунева – это позволит нам рассказать о самом главном, ради чего, собственно, и была задумана эта статья.
Итак, Валерий Викторович Окунев прошёл большой и очень нескучный трудовой путь. Работать приходилось на нефтепромыслах в Новом Уренгое, в Средней Азии, на Украине и, наконец, в Тверской области. В общем, богатая биография хорошего советского специалиста. В конце концов, он оказался в городе Ржеве, на ОАО «Электромеханика». Работал начальником производства, заместителем главного инженера, а под занавес перестройки трудился уже в Зубцове, на машиностроительном заводе.
Предполагалось, что завод будет очень большой и станет выпускать нестандартное оборудование для цветной металлургии. Находился он под эгидой Всесоюзного института лёгких сплавов. В один прекрасный момент на предприятии появился не кто иной, а житель Южного полушария – страны, где водятся кенгуру и утконосы, то есть австралиец. Вместе с австралийцем прибыл представитель делового сообщества – Ю.Б. Раджабов. Вскоре после сего знаменательного визита завод в своём прежнем виде прекратил существование и разделился на три части. Но наш рассказ совсем не о том, как в 90-е годы разбазаривали советское наследство: что прошлое поминать – лучше уж смотреть вперёд. Ещё в Зубцове Окунев сотоварищи сделали линию по переработке кабельной продукции. Но когда приступили к производству, это дело как-то не легло на душу Валерию Викторовичу, и он вернулся на ОАО «Электромеханика».
И здесь случилась совсем другая история, начало которой было положено появлением (и вот в этом уже точно чувствуется рука судьбы) представителя института физики высоких давлений из города Троицка. Тогда-то и разработали на заводе технологию озонной переработки покрышек, а затем, как говорит Валерий Викторович, «между делом взяли и спроектировали линию». Изготовили её тоже на «Электромеханике», а поставили в страну, куда сейчас так любят летать на отдых российские туристы – в Таиланд. Кстати говоря, линия и сейчас там прекрасно работает. А Валерий Окунев продолжил свою деятельность уже в новой ипостаси – директора ООО «НТО Экосистем».
ПЕРЕРАБОТКА ШИН – ПОД РЖЕВОМ. По словам Валерия Викторовича, основной профиль организации – изготовление оборудования. Именно эта деятельность приносит основные деньги. Но есть и другое направление, не столь прибыльное, и даже, пожалуй, совсем не прибыльное, но при этом очень перспективное. Речь идёт о переработке изношенных шин, которых сейчас человечество накопило в огромном количестве. Нет, конечно, их можно утилизировать путём сжигания на майданах, но вряд ли это является приемлемым способом для любого общества – естественно, кроме креативного украинского. А если серьёзно, то проблема эта острейшая, и пока весьма плохо решаемая.
Дело в том, что наибольшее распространение за границей и в России получили заводы по переработке шин механическим способом. По организационным принципам – это крупные специализированные производства, оснащённые линиями с роторными дробилками, системами межоперационного транспорта и очистки крошки. Дробилки, увы, по своим техническим возможностям не могут эффективно работать по корду и резине толщиной от 5 до 45 мм. Если пропустить все технические детали, то вывод будет таков. Названный способ приводит к тому, что изначально и далее на стадиях дробления крошка засоряется и её качество остаётся низким. Что значительно снижает сферу её использования и объёмы переработки. К тому же это очень дорого, энергоёмко, шумно, пыльно и убыточно. Дальнейшее можно не объяснять.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.