В.В. Окунёв пошёл совершенно другим путём. Он стал раскраивать шины, как, например, кроят кожу или ткань. Отработанное «сырьё» кроят на гранулы, затем их измельчают на порошок вертикальными мельницами. Технология была запатентована Валерием Викторовичем ещё в 2005 году, то есть десять лет назад. И с тех пор в её продвижении, к сожалению, мало что изменилось. Кстати говоря, похожая технология появилась в Китае в 2008 году. Но наша родная, отечественная, ржевская линия превосходит её по всем параметрам. Конструкторско-технологические решения и параметры оборудования опережают китайские лет на пять, а по части помола гранул они вообще не конкуренты. Весь остальной цивилизованный мир и близко не подошёл к такой технологии и по-прежнему использует громадные дробилки.

Теперь возникает законный вопрос: а для чего нужен, так сказать, продукт переработки? Ну, решение экологических проблем – это замечательно, а ещё-то что? Согласитесь, было бы странно расходовать средства и энергию на непонятные цели. Так вот, в данном случае цели очень понятны и весьма привлекательны. Главным продуктом переработки шин является крошка, порошок и регенерат. И вот где продукты переработки могут быть использованы. Благоустройство: покрытия детских игровых площадок, балконов, плоских крыш, кровельные материалы, звукоизоляция, плиты, плитки, виброгасители. Спортивная область: беговые дорожки, теннисные площадки, футбольные поля, манежи, спортинвентарь. Широчайшее применение порошки имеют в дорожном строительстве, химической индустрии, сантехнических изделиях, производстве черепицы и т.д. То есть возможности применения поистине безграничны.

Сам Валерий Викторович говорит, что ещё пять лет назад спроса на порошок и крошку не было, а сейчас потребности в них фактически не ограничены. При таком раскладе работать бы Окуневу да работать – ан нет, препятствий на его пути встречается столько, что неизвестно, будут ли они когда-нибудь преодолены. В нынешних масштабах мастерской, расположенной в посёлке Успенское, заниматься переработкой шин экономически не выгодно. Расчёты говорят о том, что рентабельным производство становится при объёмах переработки не менее 500 тонн в год. А ещё нужна система сбора и предварительной переработки (т.е. раскроя шин). Иначе стоимость доставки становится запредельной, и сдатчики отказываются транспортировать отходы. В общем, система отсутствует, а, следовательно, реализация идеи в промышленном масштабе топчется на месте.

В.В. Окунев понимает масштабность задачи и прямо говорит о том, что объёмы производства затрагивают интересы целых отраслей промышленности и сфер обслуживания – от нефтепромыслов, химкомбинатов до шиномонтажных мастерских. Но позитивные изменения в системе переработки происходят с большим отставанием от потребности. Для их решения необходимы федеральные и региональные программы, предусматривающие комплексное решение задач сбора, переработки и использования вторичных материалов.

Времени у власть предержащих, чтобы осознать значимость проблемы, а затем начать действовать, остаётся не так уж много. Сейчас идёт глобальное и неконтролируемое замусоривание планеты. Экологи и учёные других направлений давно уже бьют тревогу, но к ним пока ещё мало кто прислушивается. А между тем «экологическая ситуация больше не позволяет превращать воздух в смог, воду – в растворы химикатов, почву – в агрессивную смесь. Природа не может принять и локализовать множество произведённых материалов, газов, стоков, излучений». Так говорит В.В. Окунев. А ещё он утверждает, что «мусор рождается тогда, когда разнородные отходы попадают в один контейнер». Хотя это вовсе не мусор, а вторичное сырьё, которое может быть прекрасно переработано.

В НАДЕЖДЕ НА ПОДДЕРЖКУ. «НТО Экосистем» имеет опыт проектирования и изготовления оборудования по переработке отходов кабельной продукции, пластика, шин и др. есть у предприятия и технологическое оборудование, необходимое для производства продукции экологического назначения. Валерий Викторович о своём детище может говорить долго и увлечённо  –  лишь бы был благодарный слушатель. Но ему бы не слушателей вокруг, а поддержку – для начала хотя бы на региональном уровне. А там, как знать, – вдруг Ржев и Ржевский район выйдут в лидеры по части вторичной переработки сырья? Это был бы поистине революционный прорыв – мощнее того, который был назван «Ржевским» более четверти века тому назад. Нет, как хотите, но это дело общее, а не только одного Окунева и его единомышленников.

Но я задалась вопросом: а что же он так долго помалкивает о своих достижениях? Характер такой, когда человек предпочитает делать, а не говорить? Да, возможно. Но ещё и отсутствие встречного движения, поскольку дело не сулит сиюминутной отдачи. Вот в Ржевском районе удалось заполучить производственную площадку на базе механических мастерских пос. Успенское. Но уже сейчас можно делать гораздо больше. Для этого всего-то нужен участок земли площадью в гектар (желательно по кадастровой стоимости) с высоковольтной линией и возможностью подключения собственной подстанции. Комплекс для начала может быть областного уровня – при соответствующем внимании к нему. Он создавал бы новые рабочие места и решал экологические проблемы города, района и всего верхневолжского региона. Программа, расчёты – всё есть, требуется решение.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.