…И СОКРУШАЮТСЯ СЕРДЦА
Но прежде чем приступить к последнему произведению, коснёмся личной трагедии Леонида Андреева. В 1901 году он женился на замечательной девушке Александре Вильегорской – красивой, умной, тонко чувствующей, проницательной. Она подарила ему пять лет счастья и двух сыновей – Вадима и Даниила. Оба впоследствии стали писателями, причём второй – даже более известным, чем отец. Даниил – автор знаменитого философско-мистического трактата «Роза мира», который он писал мысленно во Владимирской тюрьме, а выйдя на свободу, изложил на бумаге и умер. Именно от послеродовой горячки после рождения второго сына умерла его мать. Это событие легло страшным грузом на сердце Леонида. Впоследствии он снова женился, но второй брак счастья ему не принёс. Роман «Сашка Жегулев» состоит из двух частей. В первой рассказывается о детстве и юности Саши Погодина – совестливого и доброго юноши. Во второй милый Саша превращается в грозного атамана революционно-разбойничьей шайки Сашку Жегулева, наводящего со своими дружками ужас на целую губернию. И что же его сделало таким? Совесть. Желание постоять за правду. Желание бороться со старым злом даже при помощи нового… Роман очень не понравился Горькому – не из художественных, а чисто из политических соображений. Судя по всему, Сашка был не большевиком, к стану которых принадлежал в то время «буревестник революции», а эсером. Этого Алексей Максимович Леониду Николаевичу не простил, хотя много позже и признавал художественные достоинства романа. Их дружба охладела, а затем и вовсе прервалась. В 1906 году Андреев построил себе дом в Финляндии, входившей тогда в состав империи, и поселился там до конца жизни. Правда, перед смертью ему пришлось покинуть этот дом, приведённый в нежилое состояние буйными красногвардейцами. Но здесь были написаны многие произведения, в том числе знаменитый «Иуда Искариот». Эта повесть была навеяна многочисленными фактами предательств среди участников революции. Образ Иуды у Андреева, конечно, не канонический. Он предаёт не из корысти (недаром же вернул первосвященнику тридцать сребреников и покончил с собой), а из желания приблизить и увидеть триумф Учителя, не понимая его слов «Царство Мое не от мира сего».
В СХВАТКЕ СО СМЕРТЬЮ
В те же революционные годы начинается драматургия Андреева. За все последующие он написал немало талантливых пьес, преимущественно в символическом духе. Многие из них имели успех, некоторые были запрещены цензурой за изображение революционных событий и были поставлены уже после 1917 года. Наиболее дорога самому Андрееву была пьеса «Жизнь человека» – последняя, написанная при жизни Александры, которая была её первым читателем и критиком. Эта драма имела шумный успех, хотя и показывала жизнь в мрачных красках. Особенно поразил зрителей таинственный персонаж под названием «Некто в сером». В 1907 году «Общество русских драматических писателей» присудило Андрееву за «Жизнь человека» премию имени Грибоедова. Ещё больше шума наделала трагедия «Анатэма», в которой главный персонаж, выступавший под этим звучным именем, был никто иной… как принявший человеческий облик дьявол. Очень не любивший мистику Толстой, прочитав пролог «Анатэмы», возмущённо воскликнул: «Это сумашедше, совершенно сумашедше! Полная бессмыслица!». И дальше читать не стал. Но гнев великого писателя только усилил интерес публики к пьесе. Ещё до появления на сцене «Анатэма» вызвала множество противоречивых откликов в печати. О пьесе читали лекции, вели бурные дебаты, высказывали полярные мнения – от восторженных до разгромных. Высшее духовенство тут же развернуло кампанию за запрещение «богопротивной» пьесы, что и было сделано по специальному распоряжению министра внутренних дел. 10 января 1910 года состоялось последнее (37-е )представление в МХТ. Театральная общественность была возмущена. Молодые студийцы Художественного театра провели вечер, посвящённый «светлой памяти тёмной личности Анатэмы». Но как знать – не запретили бы этот спектакль и сейчас, вздумай какой-нибудь из театральных коллективов поставить трагедию к 150-летию Андреева? На образе дьявола, принявшего облик американского миллиардера Вандергуда, построено и последнее крупное произведение Леонида Андреева – оставшийся незавершённым роман «Дневник Сатаны». Выбор для воплощения вышел не очень удачным – Вандергуд оказался слишком влюбчивым и доверчивым, да к тому же с больным сердцем. Приступы описаны очень убедительно (Андреев сам к этому времени страдал тем же недугом). Бедный Сатана попадает в цепкие лапы ловких мошенников. Надо думать, мошенники об этом крепко пожалели!.. Но на этом месте роман был навсегда прерван. 12 сентября 1919 года писатель скончался от сердечного приступа в местечке Мустамяки, на даче у своего друга, врача и литератора Фёдора Фальковского. В Тверской картинной галерее есть портрет Леонида Андреева работы Ильи Репина. Могучая, слегка оплывшая фигура в тельняшке с буйной шевелюрой, красивым мужественным лицом и мощными мышцами на фоне моря. Настоящий морской волк (Андреев любил плавать вдоль финского побережья на маленькой яхте)! Но у этого импозантного красавца – беспокойные, тревожные глаза человека, каждый день вступающего в схватку со смертью… Репин всё сказал об Андрееве этим шедевром.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.