Недавно стало известно о региональном проекте по очистке в Ржеве участка Волги, где находился взорванный в период Великой Отечественной войны железнодорожный мост (более 80 лет его фрагменты так и лежат поперёк реки). Сооружение планируют извлечь и сделать экспозиционным объектом. При этом расчистка этого участка позволит безопасно проходить под мостом плавательным средствам – малым судам, лодкам и байдаркам. Чем не повод вспомнить об истории ж/д моста, в своё время именуемого «шедевром инженерной мысли»? Ну, а помогут нам в этом изыскания известных в Ржеве краеведов, супругов Олега и Натальи Драновых, в 2017-м выпустивших книгу «Ржевские мосты и мостики».
НА ЛИНИИ НИКОЛАЕВСКОЙ ДОРОГИ
В 1851 году была открыта Николаевская железная дорога. В конце 1860-х начали строиться её боковые ветки, в числе которых – Новоторжская, открытая в 1870-м. Через год приступили и к замене деревянных мостовых ферм, причём эта работа продолжалась довольно долго – в течение 22 лет.
Со временем железную дорогу из Торжка проложили до нашего города: первый поезд прибыл на станцию Ржев (сейчас это Ржев-Белорусский, Ржев-I) 25 июня 1874 года. Строительство от Ржева продолжилось в сторону Вязьмы, но на пути была Волга. Поэтому в 1877 году через реку построили железнодорожный мост. В 1888-м, когда железнодорожный путь дошёл до Вязьмы, открылось полное движение на Ржевско-Вяземской линии Николаевской дороги.
Железнодорожный мост через Волгу в Ржеве стоит на 138-м километре от станции Лихославль. Он был настоящим шедевром инженерной мысли: красивый, изящный, металлический, он, видимо, был рассчитан на небольшой вес поездов, поэтому стоял только на двух устоях. На момент открытия это сооружение стало первым стационарным мостом через Волгу, и в то время это ещё не была территория города.
В 1895 году станция Ржев-I и вся линия Торжок-Вязьма вошла в состав Николаевской железной дороги. 4 мая 1912 года в честь столетия Отечественной войны 1812 года по ходатайству министра путей сообщения последовало высочайшее его императорского величества соизволение на переименование Московско-Брестской железной дороги в Александровскую – в честь «незабвенного вождя в 1812 году доблестной российской армии в Бозе почивающего императора Александра Благословенного».
Новоторжский участок Николаевской железной дороги перешёл в состав Александровской. Вокзал станции Ржев-1 стал именоваться Александровским, а дорога к нему – Александровским шоссе (ныне – Ленинградское). Но с 1 июля 1917 года Новоторжский участок вновь перешёл в состав Николаевской железной дороги, а название шоссе и вокзала остались прежними. На пассажирах и работниках железной дороги не отразилась смена подчинения станции другим руководителям.
В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
В начале Великой Отечественной войны Красная Армия, отступая, оставляла врагу большие территории европейской части Советского Союза. Чтобы замедлить продвижение немецких войск, уничтожались мосты, заводы и фабрики, которые не успели эвакуировать, продовольственные запасы, возводились заградительные объекты. При отступлении из Ржева нашей 31-й армии железнодорожный мост был подготовлен к взрыву.
18 июля 1941 года председатель Ставки главнокомандования (2-й народный комиссар обороны СССР) маршал Советского Союза С.К. Тимошенко направил в войска боевое распоряжение №0070, в котором было сказано: «Всю подготовку к обеспечению безотказного разрушения… возложить на командиров штабов, фамилии которых донести в штаб фронта». Решение о взрыве железнодорожного моста через Волгу в Ржеве в октябре должен был принять начальник штаба 31-й армии полковник Н.П. Анисимов.
Не известно, на кого в итоге возложили эту обязанность в начале октября, но на 19 июля за подготовку и разрушение объектов на основном маршруте Нелидово-Ржев были назначены: помощник начальника оперативного отдела штаба 30-й армии капитан Голубев и командир инженерной службы майор Симоненко. Причём капитан Голубев отвечал именно за уничтожение объектов. Командир 119-й стрелковой дивизии должен был выделить в его распоряжение необходимое количество сапёрных и пехотных подразделений со средствами связи.
К работам по устройству заграждений необходимо было приступить немедленно. Время подрыва мостов на дорогах, кроме основных маршрутов, определялось приказом командиров дивизий, а в отдельных случаях – командиров полков, выделенных на особые направления. Время подрыва мостов на основном маршруте Нелидово-Оленино-Ржев должен был определить капитан Голубев.
Железнодорожный мост через Волгу взорвался раньше, чем планировалось, – в 23 часа 30 минут 11 октября 1941 года. По этому поводу писала кандидат исторических наук С.А. Герасимова. Бывший заместитель наркома внутренних дел Л.П. Берии, командующий 29-й армией И.И. Масленников виновных нашёл ещё до оставления Ржева. 13 октября 1941 года Военный совет 29-й армии возбудил ходатайство перед Военным советом Западного фронта о привлечении к судебной ответственности командующего 31-й армией генерал-майора Василия Никитича Далматова, начальника штаба полковника Николая Павловича Анисимова, начальника политотдела, полкового комиссара Н.Ф. Медведева. 9 ноября Ставка ВГК приняла решение об их аресте и предании суду. Командование 31-й армии обвиняли в «невыполнении боевого приказания фронта по наведению порядка в соединениях и не удержании порученного участка», паникёрстве, уничтожении большого числа боеприпасов в Ржеве и на Ржевском железнодорожном узле, бездеятельности в устранении беспорядков в Ржевском гарнизоне и Ржеве.
Но проведённое следствие не выявило фактов личной вины Далматова, Анисимова и Медведева во многих предъявленных обвинениях. Так, приказ о взрыве железнодорожного моста никто из них не давал, взрыв произошёл от детонации. Вывезти боеприпасы, продовольствие и другое имущество двух армий было нельзя, так как из-за постоянных бомбёжек города немецкой авиацией были разрушены железнодорожные пути, и, чтобы имущество не попало в руки врага, оно было уничтожено.
Для удержания боевого участка с 7 по 12 октября командование 31-й армии, «не располагая реальными силами, организовало всё возможное, в том числе работников штаба армии, для обороны Ржева», а затем участок был сдан 174-й стрелковой дивизии. Следствие подтвердило отдельные факты неорганизованности, растерянности и даже паники со стороны командования 31-й армии, что привело к неорганизованному перемещению первого эшелона штаба армии.
Итак, наличие или отсутствие железнодорожного моста через Волгу не имело значения, поскольку всё равно вывезти боеприпасы, продовольствие и другое имущество двух армий было невозможно из-за разрушенных железнодорожных путей. Из смысла слова «детонация» мы понимаем: взрыв одного вещества был вызван взрывом другого вещества. Что могло взорваться на подготовленном к взрыву мосту?
А.А. Милютин, военный историк, исследователь, член РВИО, исследуя обстоятельства взрыва железнодорожного моста, пишет: «Немецкая авиация бомбила Ржев с июля 1941 года, а 8-10 октября одной из её целей являлся железнодорожный мост». В разведсводке №206 УПВО Западного фронта к 20:00 10 октября 1941 года указано: «В течение 8, 9, 10.10.41 авиация противника группами 3-5 самолётов по три раза в день бомбили железнодорожный мост через р. Волга у Ржева. Мост не повреждён».
Обстановка в районе Ржева к вечеру 11 октября обострилась до предела. Разрушение железнодорожного моста через Волгу в Ржеве при сложившейся на 20 часов 30 минут обстановке было не только обоснованным, но и запоздалым, особенно если учесть, что подрыв произошёл в 23 часа 30 минут. Представьте себе: только за три дня, 8-10 октября, бомбардировщики примерно 36 (!) раз атаковали железнодорожный мост! При этом он не взорвался от детонации, а 11 октября это вдруг случилось.
И всё же о том, от чего произошла детонация, следствие так и не установило. Мостовой пролёт был полностью уничтожен, и в период оккупации немцы так и не смогли его восстановить.
НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ
После освобождения Ржева, в мае 1943 года, мост был восстановлен, но какими силами – неизвестно. Он был деревянный и так же, как и городской, – временный. Длина моста – 170 метров. Его удерживали 7 деревянных опор.
Два года спустя, в 1945 году, через Волгу построили новый ж/д мост из металла и с бетонными опорами. На быке – центральной бетонной опоре моста, значится: «1945, НКПС, ВП-421». «1945» – это год постройки, аббревиатура «НКПС» означает «Народный комиссариат путей сообщения» (так тогда называлось Министерство путей сообщения), а «ВП-421» – восстановительный поезд №421. После взрыва моста часть каменных береговых устоев всё же сохранилась – их нарастили бетоном до нужной высоты.
Во время строительства городского моста в 1956-1957 годах для сообщения между сторонами города был построен временный свайный деревянный мост, который осенним паводком был повреждён. И поскольку было понятно, что весеннего ледохода он не выдержит, было решено разобрать его весной. 4 апреля 1957 года началась разборка свайного моста, а утром 5 апреля Волга «пошла». К 15 апреля ледоход закончился. Строители приступили к восстановлению временного моста, и к 26 апреля он был восстановлен.
Город жил без мостового сооружения 23 дня. Транспортное и грузовое сообщение осуществлялось по железной дороге между станциями Ржев-1 и Ржев-2 через железнодорожный мост, а также с помощью парома и катеров.
До сих пор этот мост служит нам. Для безопасной эксплуатации систематически осуществляется его профосмотр и текущий ремонт специалистами предприятий РЖД.
Олег ДРАНОВ.
Фото из архива.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.