Особая роль в женском праздничном одеянии всегда отводилась головному убору, который защищал не только магическую силу волос, но и саму женщину как продолжательницу рода. Женские головные уборы, в отличие от девичьих, целиком покрывали волосы. Их начинали носить сразу после венчального обряда. Для высоких уборов волосы скручивались пучком – кичкой, укладывались вокруг головы, образуя своеобразные «рога».

Ржевские головные уборы в своём декоре отличались обильным использованием волжского жемчуга. Их стоимость была баснословной, но ржевские купчихи и их дочери за ценой не стояли. Среди изученных нами женских уборов Ржевского края выделяются следующие их виды: бархатка, очапок, сборник, сорока, повойник, ряска. А теперь представим, как они выглядели.

Бархатка – кокошник из бархата красных тонов, вид небольшой шапочки, украшенной по лобной части каменьями и золотым шитьём. Её верх сплошь был расшит жемчугом, золотым узором, канителью и шнуром. Очапок – шапочка с твёрдой основой лобной части. А теменная укладывалась круглыми валиками – сборами. Сборник – шапочка с лентой, очельная часть которой украшалась жемчугом, бисером, цветным стеклом и каменьями. Сзади, если убор носила молодуха, прикреплялись яркие ленты, у пожилых – позатыльник.

Сорока – многоярусный убор, состоявший из очелья (лобная часть), кички (твёрдое прямоугольное возвышение), иногда «рожков» и позатыльника (простёганный холст, склеенный молозивом либо скреплённый берестой). На будни сорока изготавливалась из доступных дешёвых тканей, на праздник обязательно хранилась парчовая, богато расшитая жемчугом и золотой нитью (тем самым подтверждая достаток хозяйки).

Повойник – нижний убор круглой мягкой формы. Его лицевая часть тесно зашивалась зёрнами жемчужин. В особые, престольные праздники поверх убора надевали плат (платок), закреплённый у подбородка брошью. Вариант этот до сей поры сохранился у ржевских старообрядцев.

Наконец, ряска – многосоставной кокошник. В её основе – три предмета: каблучок – твёрдая шапочка на темени, куда убирали волосы; собственно ряска – жемчужная либо бисерная сетка прямоугольной формы, уложенная на конский волос волнами-рядами, узкой частью к каблучку; позатыльник – простёганный холст, обтянутый бархатом и украшенный перламутром и бисером. Как один из вариантов – ряска бездонная: жемчужная сетка одевалась на темя и завязывалась тесёмками под подбородком. Существовали три их вида: плоские – облегавшие лоб и темя; бористые – когда сетка ложилась параллельными складками; брылястые – если гладко лежащая на темени сетка поднималась двумя-тремя дугами надо лбом. Брыли (жёсткие рюши) плелись на конском волосе.

Ряска бездонная исчезла из быта в начале XX века – возможно, ещё и потому, что считалась культовой одеждой: её одевали женщине «на смерть», когда провожали в последний путь. Историки народного костюма подтверждают: жемчужно-бисерная ряска была известна только в Ржевском Поволжье и больше нигде в России не встречалась.

Крупные высокие уборы, по форме цилиндрические, сплошь унизанные речным жемчугом, расшивались особым узором – двуглавые птицы на золочёных ветках, лиственные, цветочные и ягодные композиции. Обязательным головным украшением девушки считался косник, вплетавшийся в причёску между прядями волос. Его концы были самой разнообразной формы; сама жёсткая основа (кожа, береста) покрывалась шёлком, расшитым с обеих сторон жемчугом, кружевом, бисером, золотым шитьём.

\

УКРАШЕНИЯ-ОБЕРЕГИ

Ржевский женский костюм дополняли нагрудные и шейные украшения, которые наделяли природной защитной функцией. Они охраняли внешний и внутренний мир женщины, оберегали её от неблагополучия и смятения, поддерживали душевное равновесие владелицы. Во многие украшения-обереги вплетались минералы, драгоценные и полудрагоценные каменья, которые, как считалось, придавали женщине не только дополнительные силы, но и особое очарование. Украшения были как однорядные, так и многоярусные, многослойные.

Среди них перлы – бусы из рубленого или гранёного янтаря, которые оберегали от сглаза. Свадебные перлы складывали из крупных жемчужин. Янтари – однорядные бусы золотистого цвета, по форме крупные и гладкие или гранёные, как соты.

Борок – жёстко закреплённый воротник-стойка, где верхняя часть – горловина (белый холст, шёлк, бархат) – была расшита жемчугом, цветным бисером, бусинами, пуговицами. Узор покрывал всю ткань сплошным рисунком. Нижняя же часть – мелкозернистая жемчужная или бисерная поднизь (она спускалась на грудь на 5-7 см).

Колодочка – шнурок, обвязанный жемчужно-бисерной лентой. Узор (чаще геометрический рисунок) располагался по спирали, по центру прикреплялся медальон, а чаще – крестик. Колодочка плелась очень длинным жгутом и располагалась 2-3 рядами на груди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.