Рядом с победами были и утраты: так, 13 октября в воздушном бою погиб командир 180-го истребительного авиаполка капитан Сергеев, и командование принял майор Хлусович. В этот день полк попал в окружение на аэродроме Ерши, что севернее Ржева. Взлетать пришлось под обстрелом танков, в тумане. Приземлиться собирались в Мигалове, но аэродром уже заняли немцы, и эскадрильи были вынуждены садиться в Клину.
Вот как об этом вспоминал генерал Александр Семёнов – в своей книге «На взлёте»: «В районе Зубцова по не взорванному волжскому мосту густо шли немецкие войска. Часть из них направлялась на Старицу, другие входили с востока в Ржев. Таким образом, наш полк оказался почти в полном окружении. Оставался лишь небольшой коридор на северо-западе. Мы поспешили вернуться на аэродром. Он уже обстреливался из миномётов.
«Надо немедленно улетать, – доложили мы командиру полка. – Технический состав выйдет из окружения по лесам». Сергеев колебался. Лишь после нескольких минут раздумья махнул рукой и приказал начальнику штаба, майору Прозорову установить очерёдность перебазирования. Для посадки самолётов облюбовали площадку на окраине Калинина. Первой взлетела наша эскадрилья. Вскоре показалась Старица, охваченная пожарами. Над городом кружили несколько «юнкерсов». Заметив нас, они поспешили ретироваться. Однако одного мы всё же настигли и сбили. Затем загнали в землю повстречавшегося «хеншеля». Но ввязываться в длительный бой избегали: эскадрилье предстояло прикрыть посадку остальных подразделений полка.
Вот и Калинин. Знакомый пригород в дыму и пламени. Снижаемся и заходим на посадку. На облюбованной нами площадке всё вроде нормально: даже посадочный знак выложен. Финишёр помахивает белым флажком. Однако меня что-то насторожило. Решил садиться со второго захода. Выполняем традиционную «коробочку», и тут неподалёку в леске я замечаю танки и бронетранспортёры с крестами. Фашисты! Или, может быть, мне это показалось? Киваю Долгушину и Макарову: мол, посмотрите, что там, под деревьями. Тот и другой скрещивают руки – садиться нельзя.
Значит, я не ошибся. Но откуда здесь немцы? Неужели они взяли Калинин? Быстро разворачиваемся и с набором высоты уходим в сторону города. С земли по нашим самолётам открывается огонь из зениток. Эффективность его невелика: лишь две машины получили пробоины. Центр города тоже охвачен пожарами. По улицам движутся группы людей. Одни направляются в Заволжский район, другие – в Затверечье…
Выполняем над городом один круг, второй, ожидая подхода других подразделений полка. Отсюда хорошо просматривается площадка, на которую мы предполагали сесть. Вдруг вижу над вагоностроительным заводом трёх «юнкерсов». Предупредив ведомых, включаю форсаж и на большой скорости атакую ближайший бомбардировщик. С короткой дистанции открываю огонь из всех пулемётов, и «юнкере» валится на землю…».
\
ЧУДЕСА ГЕРОИЗМА
Вскоре Сергей Макаров одержат ещё две победы: 14 ноября у деревни Шитково он сбил в группе Hs-126, а 28 ноября у деревни Носово – Me-109. 30 ноября группа истребителей 180-го ИАП вылетела в район Клина на сопровождение пикирующих бомбардировщиков Пе2, один из которых вёл командир 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка Иван Полбин, будущий дважды Герой Советского Союза.
Налёт «мессеров» был успешно отбит, противник потерял три самолёта, в том числе один Me-109 сбил Сергей Макаров. Но пострадала и его машина. Наш лётчик, зная, что немцы очень любят расстреливать спасающихся на парашютах советских пилотов, начал снижение в сторону вражеского полевого аэродрома, на который ещё не успела перебазироваться авиация. Командир эскадрильи Сергей Долгушин также повёл свой истребитель на посадку, чтоб забрать товарища. Немцы, ошалевшие от такой дерзости, направили на аэродром две машины с солдатами и начали обстрел самолётов из автоматов ещё с окраины. Но Макаров успел прыгнуть в кабину к Долгушину за бронеспинку (одна нога так и осталась за бортом), машина быстро взлетела, а пальба фашистов в воздух оказалась бессмысленной. Оба лётчика вернулись на одноместном самолёте на свой аэродром. 31 декабря 1941 года, во время штурмовки аэродрома Клин, звену Макарова, несмотря на интенсивный заградительный огонь, удалось сжечь 4 самолёта противника. Ну, а потом была последняя, январская серия его воздушных побед, одержанных на Ржевском направлении. 16 января над деревней Быково Сергей Васильевич уничтожил Ju-88; 18 января над Воскресенским – Do-215.
22 января, патрулируя передовую линию наших войск в районе Ржева, звено лейтенанта Макарова встретило группу из 12 вражеских бомбардировщиков. В воздушном бою командир звена сбил Ju-87, остальные самолёты были рассеяны и обращены в бегство. Вскоре на этом же месте появилась группа вражеских истребителей, завязался воздушный бой. В этой схватке Макаров одержал ещё одну победу – над Me-109. Возвращаясь на свой аэродром, Сергей встретил третий самолёт и, несмотря на малый запас боекомплекта, смело вступил в схватку и обратил врага в бегство. 25 января у деревни Нечаево он сбил ещё один Ме-109, а 26 января северо-восточнее станции Чертолино – Ju-87. Это был 260-й боевой вылет отважного истребителя. Помимо 18 сбитых вражеских самолётов в его активе была многократная штурмовка скоплений немецких войск, 27 сожжённых вражеских автомашин, 2 уничтоженные зенитно-пулемётные точки, значительный урон в живой силе и технике противника. В этот день лейтенанты Макаров и Долгушин были представлены к званию Героя Советского Союза.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.