Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине», названном «энциклопедией русской жизни», писал: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Но это как сказать! Петруша Гринёв из «Капитанской дочки» наукам действительно был не слишком обучен, а вот сам Пушкин глубоко и всесторонне постигал многие предметы. Будущему гению не давалась только математика, недаром его учитель однажды заметил: «У вас, Пушкин, в моём классе всё заканчивается нулём». Но не было бы у Александра Сергеевича глубоких знаний в истории, философии, литературе – не бывать бы ему гением.

Каждое время выдвигает свои собственные вызовы по части образования. Когда-то молодой Советской республике нужны были кадры для индустриализации – и появились рабфаки. Потом ускоренными темпами развивались ядерная физика и ракетостроение. А сейчас у нас на повестке дня – искусственный интеллект, робототехника, цифровизация всего и вся. И на этот запрос времени, конечно, не могла не откликнуться школа.


НА ПУТИ К «СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

В России появился национальный проект «Образование». Необходимость образовательных реформ назрела давно. И не только потому, что, согласно рейтинга, по уровню образования на 2020 год среди стран мира Россия заняла лишь 33-е место. Но ещё и потому, что, отвечая на вызовы времени, нужно было поднимать на новый уровень преподавание естественнонаучных и гуманитарных предметов, идти в ногу со временем. И вот уже благодаря реализации национального проекта «Образование» к 2024 году мы должны войти в десятку лучших стран по качеству общего образования в мире.

Для достижения этой цели и был создан специальный федеральный проект «Современная школа», в котором предусмотрено открытие в сельской местности и малых городах России центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Это федеральная сеть и уникальное пространство, организованное для того, чтобы у детей, живущих в малых городах, рабочих посёлках и деревнях, были равные условия для получения качественного образования и развития у них современных технологических и гуманитарных навыков. В Ржевском районе такая «Точка роста» появилась, в частности, в Есинской СОШ всего год назад.

ОБРАЗОВАНИЕ НА НОВОМ УРОВНЕ

Об успехах и проблемах в новых направлениях развития школы мы поговорили с директором Есинской СОШ Надеждой Бусыгиной. Она сообщила, что школа стала центром формирования естественнонаучного и технологического направлений. Это закономерно, поскольку великая русская инженерная школа, которая была подхвачена и продолжена в советский период, заметно пострадала после развала СССР. И очень верно, что именно в небольших населённых пунктах делают всё возможное, чтобы передать навыки, профессиональные компетенции и возможности творческой самореализации подрастающему поколению.

Только вот педагогов, готовых с листа играть эту сложнейшую увертюру, не было. Пришлось, по словам Надежды Евгеньевны, начинать с развития и подготовки кадров и курсов повышения квалификации. Несколько преподавателей занялись повышением своих собственных компетенций. Это были учитель физики Ольга Беспалова, учитель биологии и технологии Светлана Штернфельд и зам. директора по учебно-воспитательной работе Наталья Козлова. Не знаю, проходила ли курсы сама директор школы, но, судя по тому, как легко Надежда Евгеньевна ориентируется в новых технологиях, она точно идёт в ногу со временем. Но – продолжим.

Саморазвитие и работа с детьми (а также их родителями) шли параллельно. Одновременно было организовано рабочее пространство, где установили соответствующее оборудование, которое можно и нужно применять как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности.

Когда начался учебный год, была значительно усилена практическая составляющая уроков химии, физики, биологии и технологии. Эксперимент и практика – то, чего явно не хватало раньше, стало едва ли не главным элементом в процессе обучения. Это не только развивает память и внимание, но и помогает самостоятельно получать и добывать знания. Явно вырос интерес у школьников к естественнонаучным предметам, гораздо чаще для сдачи экзаменов они стали выбирать физику и биологию. Причём аттестация прошла вполне успешно.

Появились и соответствующие кружки дополнительного образования: «Конструирование», «Учимся мыслить творчески. Робототехника в наши дни», «Энергетика: вчера, сегодня, завтра». Так, Ольга Викторовна ведёт элективный курс (обязательный для посещения, но по выбору самого учащегося) – с применением цифровых лабораторий. Это позволяет ребятам защищать свои работы на научно-практической конференции. Мне продемонстрировали две из них: «Секреты кипящей воды» и «Негативное влияние шума на работоспособность школьника». Могу сказать, что это очень интересно и сделано на хорошем уровне. Не зря педагоги утверждают, что у старшеклассников, активно участвующих в научной и экспериментальной работе, не будет трудностей при обучении в университете.

ОТ МОДЕЛИ ДО КОНСТРУКТОРА

После посвящения в проблемы и достижения современного образования, мы с директором направились в кабинет технологии. Здесь можно увидеть соединение прошлого и настоящего. Наряду со станками времён индустриализации и верстаком, на котором можно обрабатывать деревянные изделия, в классе установлено современное оборудование, позволяющее проводить физические и химические эксперименты, биологические исследования. Ольга Беспалова и Светлана Штернфельд поясняли мне принципы его действия, но, поскольку я усвоила всё сказанное только в самых общих чертах, повторяться не стану. Замечу только, что все исследования проводятся на российской технике. Скажем, в кабинете установлены быстрые ноутбуки «Гравитон», выпущенные для госсектора и вузов. А теперь их можно увидеть и в школе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.