Накануне Дня защитника Отечества мы побеседовали с помощником командира 32-й дивизии ПВО  им.  трижды  Героя  Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина по работе с верующими военнослужащими, настоятелем храма в честь великого благоверного князя Александра Невского, иереем Сергием Румянцевым.


– Армию всегда считали становым хребтом государства Российского. В армейской среде понятия чести и долга живы – и упорно не хотят превращаться в анахронизмы. И тепло во взаимоотношениях Церкви и армии коренится именно в духовном родстве: Церковь всегда любила солдата не потому, что отрабатывала госзаказ, а потому, что угадывала черты подвига духовного в подвиге армейском. И сегодня мы вместе крепим обороноспособность нашего Отечества, – считает военный священник.

 

В ЦЕНТРЕ – ЧЕЛОВЕК

– Ваше Преподобие! Пять лет назад в Ржеве был открыт храм в честь великого благоверного князя Александра Невского. Как Вы можете охарактеризовать пройденный путь? Какие из поставленных тогда задач удалось решить, какие вопросы ещё ждут своего решения, какие новые вызовы стоят сегодня перед Вами?

– Относительно вызовов – покой нам только снится… Если не внешний противник, то внутренний враг – враг рода человеческого – ополчается на каждого из нас, особенно на тех, кто пытается идти к Богу и верно служить защите своего Отечества. Сам я не могу оценивать свои действия – объективности в этом никакой нет, но когда приступил к должностным обязанностям, мы располагали лишь молельной комнатой на территории части. Сейчас у нас более 400 квадратных метров церковных помещений: воскресная школа для детей и взрослых, трапезная, тренажёрный зал. И, конечно же, храм, в котором служим Божественную литургию. На богослужения приходят не только военнослужащие из числа солдат-срочников, но и представителям офицерского и младшего командного состава, члены их семей.

– Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, в чём состоит специфика служения военного священника? Чем оно отличается от служения священника на приходе? Какова Ваша роль и место в воинском коллективе?

– Военный священник должен быть готов находиться с военнослужащими большую часть своей пастырской жизни. Помимо молитв, организации и совершения богослужений и таинств, он занимается духовно-нравственным просвещением, куда входит профилактика экстремизма, суицидальных происшествий, наркомании, алкоголизма, курения. Очень часто молодые солдаты через военного священника приходят к осознанию того, что Бог существует! И понимают, что с Ним нужно научиться общаться. В этом смысле служение священника в армии и на обычном приходе мало чем отличается. В центре служения стоит человек, которого следует согреть любовью, просветить светом Христовым, ответить на волнующие вопросы.

Что касается приходской жизни, то гражданские лица – наша главная молитвенная сила, и основная богослужебная нагрузка лежит на них. Все постоянные прихожане нашего храма, так или иначе, связаны с дивизией. На приходе все друг друга знали ещё до того, как пришли в храм: люди вместе жили, служили, работали.

 

ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ

– Наверное, ещё и в ходе масштабных стратегических учений Вы осознали свою востребованность как священника?

– Что касается подобных учений, порой достаточно простой демонстрации силы, как это делает сегодня Россия. Мы стремимся к мирному существованию и, демонстрируя возможности нашего оружия, посылаем сигнал – у нас есть чем отразить агрессию, не трогайте нас. Напомню: наша дивизия противовоздушной обороны дислоцируется в границах Западного военного округа и несёт постоянное боевое дежурство по охране государственных границ в воздушном пространстве Российской Федерации протяжённостью 2700 км с площадью района ответственности соединения более 40000 кв. км. За минувшие 5 лет у меня состоялись три выезда на полигоны с боевыми стрельбами. Кстати, именно на полигоне можно наладить очень тесное взаимодействие и контакт с военнослужащими.

Боевые стрельбы – это всегда определённый итог работы, и последние несколько лет по Западному военному округу наша дивизия стабильно занимает первые места. Конечно, просим помощи Божией, молебны совершаем…

– И Господь реагирует?

– Наше дело – посильно призывать имя Божие, а уж Господь не оставит. Потому что не человек к Богу приходит, а Бог человека приводит к Себе. Человек находит Христа, когда благодать непосредственно коснётся его сердца. На днях Церковь отмечала Сретение Господне, и такая же личная встреча со Христом должна произойти в жизни каждого. В этом могут помочь и обстоятельства жизни, и слово священника. Но я придерживаюсь принципа, высказанного ещё святителем Николаем Японским, нашим великим земляком: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.