АЛЕКСАНДР – БЕСКОНЕЧНО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
– Отец Сергий, весь минувший год в России прошёл под знаком великого благоверного князя Александра Невского, 800-летие со дня рождения которого мы отмечали. Вас это событие как-то затронуло?
– Меня неоднократно приглашали в школы города, а в нашем храме проводились экскурсии. Мне кажется, сегодня детям не хватает исторического воспитания. В школах – большая учебная нагрузка, в старших классах – подготовка к ЕГЭ. Историю Отечества знают неважно, много базовые вещи вспоминают с трудом. Не думаю, что дети «наелись» патриотизма, нравственности, духовности – наоборот, до этого у родителей и педагогов руки зачастую не доходят…
– Лично для Вас великий благоверный князь Александр Невский – это кто?
– Для меня князь Александр живой образ – в чём-то суровый, в чём-то трагический, но бесконечно привлекательный!
Александр – удачливый полководец, рискованный политик, мудрый дипломат, добрый семьянин. Он постоянно подвергался испытаниям, противостоял искушениям. Свои самые знаменитые победы – в Невской битве и Ледовом побоище – князь одержал, когда ему было чуть более двадцати лет. За 43 года земной жизни Александр Невский успел сделать так много для России, что и сейчас, в эпоху всё возрастающих скоростей, даже десятая часть его свершений представляется подвигом…
РЕАЛЬНО «ЦЕПЛЯЕТ»
– Но я предлагаю своим юным собеседникам посмотреть глазами Александра на происходящее сегодня. Великий воин, политик, дипломат – это всё-таки не наш уровень. Нам сегодня никто не поручит «разруливать» геополитическую ситуацию. Хотя наше положение с точки зрения геополитики принципиально не изменилось: различного рода угрозы продолжают исходить как с Запада, так и с Востока, а Россия остаётся самобытной цивилизацией. Но это – не нашего ума дело.
А что же для нас? Начинаем разбирать с детьми человеческие качества князя, перекладывать его жизненные ситуации на современную реальность. И вот это действительно «цепляет»! Важно рассказывать, раскрывать детям образ великого благоверного князя как человека мятущегося, преодолевающего трудности, полного сомнений и внутренних вопросов. Потому что всё это – мощнейшие вехи роста. Как бы Александр поступил на твоём месте? А ты – на его? И дети начинают размышлять. Например, прошу их ответить: «Как вам кажется, поведение победоносного полководца в Орде – это унижение или подвиг?». Пусть задумаются, обсудят, даже поспорят! Главное – они увидели в историческом персонаже живого человека со всеми слабостями, страстями, сомнениями…
Александр Невский всегда был верным и Богу, и Руси, и своей жене. Его династический брак оказался браком по любви: летописи сообщают, что у супругов родились четыре сына и дочь. Перед принятием присяги молодым людям говорим: вы присягнете на верность Родине, и теперь перед вами по жизни стоит задача – эту верность сохранить. Часто спрашиваю: а сможете ли вы сохранить верность супруге, семье? Многие ли присягнувшие на верность в ЗАГСе сумели пронести свои чувства через всю жизнь? Все одно к другому – верный в малом и во многом верен. Подобные темы мы пытаемся проговаривать с молодёжью. Наша задача – сеять…
НА КРУГИ СВОЯ
– Ну да, «сейте разумное, доброе, вечное…».
– Пытаемся, но достаточно долго шёл процесс деформации ценностных ориентиров молодёжи, пробелы в воспитании большие. Например, боеспособность армии – это, прежде всего, люди. Но очень многие приходят служить из неполных семей. Женщины воспитывают мальчиков дома, в детском саду, в школе. Но женщины (при всём моём уважении!) не могут объяснить определённые понятия, которые молодым людям следовало бы знать. Значительная часть проникается чувством безответственности перед обществом, проявляя социальную незрелость, а порой – и полную апатию к происходящему.
Не секрет, что молодые люди зачастую очень подвержены «террору среды». Вспоминаю, как мой старший сын, поддавшись общему настроению, однажды заявил: «А я в армию не очень-то и хочу…». Пришлось жёстко пресечь подобные настроения. Сын давно отслужил в морской пехоте, но если бы в тот момент не было рядом отца, ещё неизвестно, как бы все повернулось…
Однако радует, что постепенно всё возвращается на круги своя, и большинство приходящих сегодня служить – это адекватные молодые люди.
И УЧИТЕЛЯ – ЗАЩИТНИКИ!
– Отец Сергий, что можно сказать в День защитника Отечества?
– Недавно наша дивизия заключила соглашение о сотрудничестве с СОШ № 4 и № 8 города Ржева. Буквально на днях с юноармейцами обсуждали тему патриотизма. Спрашиваю на беседах: кто может праздновать День защитника Отечества? Ну, как кто, – говорят, – мужчины! – А ещё кто? – Те, кто служат или служили. – А можно ли поздравить с Днём защитника Отечества многодетную маму, которая родила и воспитала порядочных людей? Разве она – не защитник Отечества, хотя в армии ни дня не служила? Или тех, кто честно, по совести трудится на своём месте? Учителя – защитники Отечества? А воспитатели? Отечество может защищать каждый на своём месте, честно выполняя свой долг. Это и есть проявление любви к Родине.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.