7 февраля исполнится 200 лет со дня рождения известного учёного и краеведа Василия Алексеевича Преображенского. Родился он в селе Мологино (тогда – Старицкого уезда, сейчас – Ржевского района), в семье дьякона.


СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Когда Василий подрос, поступил в Тверскую духовную семинарию. Однако полный курс обучения по непонятным причинам так и не прошёл. В 1838 году он поступил на службу в Ржевский земский суд – писарем. Позже служил письмоводителем в волостных правлениях, в канцелярии Новоторжского окружного начальника государственных имуществ. Затем перебрался в Тверь, где стал чиновником канцелярии тверского губернатора, впоследствии служил в Тверской палате государственных имуществ, в губернском статистическом комитете.

В этот период Василий Алексеевич всерьёз заинтересовался вопросами развития сельского хозяйства, занялся краеведческими изысканиями. Он написал несколько книг, в том числе «Скотоводство в Тверской губернии» (1862 год), а также статью о монастырях Тверской земли. Документы, связанные с деятельностью В.А. Преображенского, сегодня хранятся в Государственном архиве Тверской области. Василий Алексеевич ушёл из жизни слишком рано – в 1862 году, 42 лет от роду. Он похоронен на Смоленском кладбище (ныне не существующем). И, наверное, мы сегодня вряд ли вспоминали БЫ о нём, если бы не его книги.

\

ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ – ЗА КНИГУ

В 1854 году Преображенский выпустил в Санкт-Петербурге книгу «Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении». Учёный комитет Министерства государственных имуществ за это издание наградил нашего земляка золотой медалью. Несколько лет назад, заказав эту книгу в Твери, я прочитал её с огромным интересом. Многие страницы издания не потеряли своей актуальности по сей день, несмотря на то, что с момента её написания прошли почти два столетия.

Вот, например, что пишет Преображенский о ржевских садах. Наш город в то время являлся центром тверского садоводства. И Василий Алексеевич сообщает, что многие ржевские крестьяне получали знатные урожаи малины, смородины и крыжовника. А вот как он рассказывает о ржевских яблоках и их хранении: «Яблоки крестьянами почти все продаются и оставляются в зиму в небольшом количестве – из крепких сортов; они опускаются в овёс в амбаре, где и хранятся всю зиму свежими. В Ржеве есть обыкновение сушить яблоки в печи, изрезав их на части. Эти сушёные запасы употребляются в постные дни в похлёбках. Лучшие сорта яблок идут на приготовление пастилы высокой цены, до 35 копеек серебром и более за фунт. Низкий сорт пастилы продаётся по 10 копеек серебром. Заметим, однако, что сушат только те яблоки, которые опадают с яблонь и повреждены червём. Крепкие хорошие сорта запасаются для мочки или в бруснике, или особо».

Далее следует рассказ о том, как в Ржеве готовили пастилу – « … из яблок или клюквы с примесью пшеничной муки, на меду или на сахаре».

Автор книги сообщает также о том, что, например, в 1845 году в Ржеве было изготовлено только яблочной пастилы 177 пудов. И даёт разбивку по хозяевам заведений: купчиха Орлова – 7 пудов, мещане Левтеевы – 30 пудов, Андреева – 60 пудов, Бабатова – 40 пудов, Чуракова – 40 пудов. Преображенский пишет: «Лакомство это получило название от способа приготовления, состоящего в настилании теста слоями, наподобие тонких лепёшек, в квадратных ящиках». Также в этой книге можно найти рассказ о производстве в Ржеве патоки из картофеля (сахаристый продукт, получаемый гидролизом крахмала, разбавленным кислотами с последующим фильтрованием и увариванием сиропа). Её изготавливал мещанин Еремеев и колежский ассесор Глинка – по несколько тысяч пудов в год. В книге, удостоенной золотой медали, приводится также немало интересных сведений о сельском хозяйстве Ржева и Ржевского уезда в середине XIX века.

\

ПОРТРЕТ РАБОТЫ ГРИГОРИЯ СОРОКИ

Перед собой вы видите портрет Василия Преображенского, выполненный художником Григорием Сорокой в начале 1850-х. Но его настоящая фамилия – Васильев (Сорока – прозвище). Он наш земляк – родился 27 ноября 1823 года в деревне Покровская Вышневолоцкого уезда. Несмотря на то, что был простым крепостным крестьянином, живописи Григорий учился у знаменитого А.Г. Венецианова, став одним из любимейших учеников мастера Сорока создал несколько десятков картин – в основном, пейзажи и портреты. Судьба художника печальна: в числе других крестьян он подписал жалобу на помещика Милюкова, в итоге его арестовали. Затем, правда, выпустили. Однако вскоре после этих событий художник повесился. По какой причине это произошло – история умалчивает. Согласно деревенской легенде, Лидия, старшая дочь помещика, и Сорока были влюблены друг в друга. Якобы эта страсть и стала причиной того, что Милюков не давал Сороке вольную, а затем – подтолкнула Григория к самоубийству.

Вот что написал об этом портрете биограф Григория Сороки Владимир Обухов: «В портрете В.А. Преображенского, довольно известного в своё время тверского краеведа, личностное авторское начало уже полностью определяет весь эмоциональный строй картины. Преображенский опирается локтем руки на столик с лежащим на нём «Описанием Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении» – его собственноручным сочинением. Однако эта весьма представительная поза явно диссонирует с трактовкой фигуры, которая проникнута беспокойством и неуверенностью. Жест руки кажется неловким, пространство картины – слишком пустынным. В силу этого восприятия картинного образа превращается в процесс, предполагающий уже определённый психологический анализ. Тонкие, одухотворённые черты лица воспринимаются во взаимодействии с остальными эмоционально самостоятельными компонентами изображения, которые, накладываясь друг на друга в восприятие, усложняют впечатление от картины, дают ощущение насыщенной духовной жизни».

 

Олег КОНДРАТЬЕВ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.