Долго ли ждать перемен к лучшему? Если ждать, то долго! Восточная мудрость.


– А что там у вас на Челюскинцев делается? – вопрос главного редактора застал меня врасплох.

– А что у нас делается? – осторожно поинтересовался я.

– Граждане в редакцию звонят, говорят про непроходимые дороги. Вы в том районе старожил – вот и напишите.

Признаться, происходящее в микрорайоне «Порт» для меня действительно – тема болезненная. Болезненная настолько, насколько ежедневно может портить настроение запущенная среда обитания. Вышел из подъезда – сразу ступил в грязь. Пока добрался до асфальта – вляпался ещё раз пять. И каждый день, каждый день – одна и та же мысль: «А ведь могли бы жить по-человечески! И говорил же! И что? Кто-то слушал?».

История настолько для меня старая, что я уже перестал кому-то что-то доказывать или рассказывать, как следует поступить, чтобы изменить положение дел. Ладно, теперь обо всём по порядку.

*** Записываю телефон звонившей в редакцию гражданки. Встречаемся. Жительница гарнизона Татьяна. Пенсионерка. В медицине – 35 лет стажа, хотя по виду не скажешь. Моложава и подвижна. Светлая, уютная двухкомнатная квартира в панельной пятиэтажке. На подходе к её дому ни луж, ни грязи не обнаружил. В квартире – образцовая чистота, как в операционной. Что же её так беспокоит? Что заставляет обращаться с жалобами в администрацию города и другие инстанции?

– Вы же видите, что делается? Свет постоянно отключают! По нашему району не пройти! Везде грязь, лужи! – выслушиваю поток претензий. – Почему я должна об этом думать, писать жалобы? А чем у нас занимается администрация?

М-да-а. Стандартный набор фраз. Необходимо всё и сразу. Хорошо хоть к теплоснабжению претензий нет.

– Да, топят хорошо. Иногда даже окна открывать приходится. А воду питьевую покупаем – из-под крана течёт грязная, техническая!..

Сразу оговорюсь: наша встреча состоялась в период масштабных ремонтных работ по замене электрокабеля по всему Ржеву. Отключения электроэнергии происходили во многих микрорайонах города, в том числе в «Порту». Пару-тройку дней по 8-12 часов люди сидели без света. Но, заглянув в местные группы социальных сетей, возникло ощущение, что надвигается глобальная катастрофа.

Да, наш микрорайон на время был обесточен. Пара-тройка отключений за много лет. Но эта проблема ни в какое сравнение не идёт с тем, что происходит со светом в центре города – на Советской площади или улице Ленина. Там отключать могут и два раза в день и не один день в неделю. Причём без предупреждения. Да и кому легче от предупреждений, если ни жить, ни работать без света нормально невозможно. Давать любые пояснения сотрудники МРСК отказываются – отправляют в пресс-службу головного офиса. Но это отдельная история.

*** Нам в «Порту» на отсутствие света и тепла грех жаловаться. По этим показателям район благополучнее многих будет. Отсутствие чистой воды – общегородская проблема, и она решается. Строится новый водозабор, о чём «Ржевская правда» не раз публиковала статьи и репортажи. Осталось только ждать.

Да, «водная» проблема касается всех жителей города. Может, не коснулась бы улицы Челюскинцев, но кто кого спрашивал, когда к нашей скважине присоединили дома, прежде запитанные от городских сетей водоснабжения. Не вспомнит об этом и тогдашний депутат Ржевской городской Думы Наталья Манилова. К ней же никто с этой проблемой не обращался. А саму Наталью Владимировну она не интересовала. Ей даже слушать было не интересно – о том, что скважина у нас артезианская, и обустраивалась она в соответствии со всеми требованиями ГОСТа, которые сейчас так любят вспоминать. Для отстаивания воды даже специальный резервуар соорудили. Скважина была рассчитана на определённое количество домов и жителей. А с подключением дополнительных потребителей она стала работать с повышенной нагрузкой, которую при строительстве в расчёты не закладывали.

– Нас это не интересует! Мы воду покупаем! – тем временем возмущаются жители.

Странно. А тогда почему-то не волновало – ни жителей, ни депутатов. А сейчас кто виноват? «Тот, кто тогда, или тот, кто здесь?». Остаётся только ждать, пока «добрый дядя» построит новый водозабор, и нашу скважину оставят в покое. Почему «дядя»? Да потому что мы сами ничего не сделали, чтобы улучшить своё положение. Посмеиваясь и подшучивая, мы наблюдали, как накрылся проект с «новым» водозабором в районе д. Митьково (14 км от Ржева), когда туда уже и трубы завезли, и даже в сторону города водовод проложили.

То поколение не задумывалось о том, что их дети будут жить хуже. С новой «стиралкой» и «посудомойкой», но с рыжей грязной водой. Не вникали, когда остановился второй рабочий водозабор в городе. Это было лет через 15 после начала строительства того самого «нового» водозабора в Митькове, когда подросло следующее поколение. Нас же это не касалось! Не мы строили этот город, не мы решали, что куда подключать.

Знаете, как это было у американских поселенцев? Они сами содержали свои города: скидывались на скважины, на зарплату мэру… А мы всё получили даром. В 90-х. И не смогли организовать водоснабжение таким образом, чтобы была возможность откладывать средства для финансирования нового строительства. Боролись за это единицы. Но кто их слушал? И строит нам теперь новый водозабор «бюджет». Система! Настало время переходной экономики.

Да, нашлись активисты среди жителей, которые искали варианты законных требований к этой системе, не позволяли ей забывать о наших нуждах. Находили информацию о стандартах. Брали пробы. Подавали в суд! Спасибо им огромное. Только разве мы их вспомним добрым словом? Людей, потративших нервы и годы жизни во имя общего блага? Не нытьём в интернете, а реальным делом?

Повторюсь: в «Порту» отнюдь не худший вариант. Даже белое бельё стирать можно. А обычный бытовой фильтр решает проблему с питьевой водой. Тем, кто покупает в автомате ту же самую воду, якобы прошедшую «суперочистку», ничего сказать не могу. Кроме одного: «Блажен, кто верует».

*** И снова листаю «возмущённые» посты в интернете. Одну и ту же лужу наши граждане заботливо фотографируют с трёх сторон. Чтобы ракурс вышел пострашней. Видно, как стараются, чтобы в кадр не попала отремонтированная дорога с сухим тротуаром по соседству. А появилась она, эта лужа, в момент капитального ремонта сквозной магистрали теплотрассы в доме №25 – «транзитки» на языке тепловиков. Магистраль принадлежит теплосетям и проложена в подвале дома рядом с общедомовой сетью. Поэтому УК её ремонтировать не может. Вот и текла она, родимая, годами. Заливала подвал и пространство между домами.

И никого это не волновало – кроме жильцов самого дома. Никакие «свободносправедливые» партии на помощь не примчались. Депутатша от КПРФ только руками широко разводила. С того «широко» сквозняк даже был такой, что насморк мог случиться: «А я-то что могу? Власть надо менять! Всё там, в Кремле! Менять надо!». Ага, чтобы трубу в подвале поменять, «Аврору» по Волге следует протащить!

Наконец, дождались – ремонта капитального. И земля разрыта, и лужа разлилась. Вот её-то в интернете я и увидел. Интересный факт: выкладывал снимок отнюдь не житель улицы Челюскинцев. Да, была лужа много лет. Но именно в тот момент, когда её попытались устранить, зачем-то потребовалась фотосъёмка для соцсетей.

А вот и видео от жильца «старых ДОСов», как их у нас называют. «Восемь лет я выхожу из подъезда в эту лужу!» – говорит человек за кадром, демонстрируя залитый водой тротуар вдоль дома. Восемь лет человек терпит, а сейчас, понимаешь, не выдержал! И я даже догадываюсь, что он может ответить на любой довод: «Меня это не интересует – я хочу, чтобы не было лужи!».

Фотографии и видеоролики с ул. Челюскинцев перекликаются с похожими из других районов города. Причём каждая из демонстрируемых луж не год и не два разливается по осени. И пять лет назад были эти лужи. И водопроводная вода в городе тогда не была лучше. Но набирают силы гневные комментарии неравнодушных граждан, к ним присоединяются возмущённые комментаторы с невнятных фейковых страниц, мешая все проблемы в одну кучу. Лужи, вода, тепло – осталось только за голову схватиться от отчаянья! И как пробиться сквозь этот цыганский гвалт? У той же моей собеседницы Татьяны вполне ещё сносный двор.

– Да, у нас ещё пройти можно, – соглашается она. – Но мимо 35-го дома мы пробираемся вплавь!

*** А вот ещё одна картина: соседний с Татьяниным дом получил прекрасный асфальтированный двор года полтора назад, приняв участие в областной ППМИ. Жильцам ремонт этот обошёлся около 4 тысяч рублей с квартиры. Причём можно было получить рассрочку на год. Как втолковать гражданам, что в обязанности управляющей компании благоустройство двора не входит? Дворы УК не ремонтирует! Асфальт не укладывает! Организовать собрание и составить протокол от имени собственников – это да. А что делать, если собственники дома №35 даже не пытаются это собрание провести? Если люди, живущие на своей земле, в своём родном городе даже не хотят понять, как можно изменить ситуацию?

Единицы таких, как Татьяна, начинают писать жалобы, но получают резонный ответ – всё, о чём мы говорили выше. А кроме жалоб? У каждого дома – свои собственники, своя территория, свои коммуникации и своя история. И каждый МКД имеет свой путь решения проблемы – если, конечно, люди хотят жить в комфорте, а не в окружении таких вот луж. И грустно становится от того, что они не осознают: время, в которое мы живём, ещё далеко не самое трудное.

«Мы возродим тебя, родной Ржев!» – писали на плакатах вернувшиеся в разрушенный до основания город ржевитяне, в том числе – с фронта. Они жили в землянках и мечтали о домах – с печкой и электричеством, с колонкой во дворе и туалетом на улице. Они восстанавливали заводы, днём работали на станках, а вечером и в выходные дни строили дома и обустраивали дворы. Подумать только: всего два-три поколения отделяют нас от того периода. Что же с нами стало за это время?!

Мы постоянно вспоминаем о подвиге нашего народы в трудные военные годы, но совсем не задумываемся о том, как они жили сразу после войны. Тысячи людей собираются, чтобы отпраздновать День Победы и гордо пронести портреты своих дедов и прадедов в колонне «Бессмертного полка». А вот я их ещё застал – фронтовиков. Мне кажется, что не сказали бы они в наш адрес ничего хорошего. Если бы увидели, как мы живём, как распоряжаемся тем, что нам от них досталось…

Самое страшное – не в том, что мы не выходим на субботники хотя бы один раз в год. Чтобы навести порядок в своём дворе. Отвести лужи в сточные канавы. Договориться с администрацией и укатать асфальтовой крошкой осушенные ямы и тротуар. Впрочем, есть и другой вариант – негодовать и клеймить почём зря власть в ожидании глобального проекта, согласования, выделения средств.

Тем временем жизнь проходит. И каждый день в течение восьми лет, как у автора упомянутого выше видео, приходится прямо из подъезда ступать в лужу! Страшно, что так привыкнут жить и наши дети. Ничего не делаем сами и такой же пример показываем им.

*** При этом есть и реальные проблемы, решения которых можно и нужно добиваться, в том числе от чиновников администрации. Но никак не с фейковых страниц в интернете. Я не видел ни одного гневного комментария в стиле: «Мы хотели сделать, но нам администрация не позволила. Нам помешали!». И ни слова о том, что мы должны и можем сделать сами или вместе с администрацией. Чиновники ведь не на другой планете живут, а мы – не на планете Кин-Дза-Дза, где активно культивировали общество потребления.

Не торопитесь меня ругать: чтобы знать, «что делать» и «кто должен делать», следует понять проблему каждого дома, каждого квартала, каждой улицы. И тут только два варианта. Либо с этими вопросами начнут разбираться сами жители, либо они будут терпеть и ждать, когда до них, этих вопросов, дойдут руки у администрации.

Продолжение следует.

Андрей Онищук.

На снимке: та самая лужа (фото сообщества Черный список Ржев).

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.