Некоторое время назад в нашей стране был кардинально изменён образ успешного  человека,  и  быть  рабочим  в  определённый  момент  постсоветской  истории стало не престижно. Разрушая прежние идеалы, политики убеждали молодёжь, что престижно работать финансистом, а сварщиком – нет. Сегодня ситуация в экономике изменилась, но молодые люди по-прежнему штурмуют высшие учебные заведения. При этом дисбаланс между популярными и востребованными профессиями только усугубляется…

Как выработать взаимодействие между работодателями Ржева и колледжами, которые готовят кадровый потенциал для городских предприятий и бизнеса? В Центральной библиотеке им. А.Н. Островского для обсуждения этого вопроса за круглым столом собрались 17 руководителей предприятий и два директора колледжей – технологического и имени Н.В. Петровского. Подобный формат встречи был инициирован вице-спикером областного парламента Виктором Константиновым и главой Ржева Романом Крыловым. А в роли модератора выступал заместитель председателя правительства Тверской области, министр цифрового развития и информационных технологий Артём Ажгиревич.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ГОРИЗОНТАЛИ
– С 1 января 2020 года учебные заведения профобразования были закреплены за отраслевыми министерствами. Ранее все колледжи находились в ведении Министерства образования региона, – констатировал Артём Иванович. – И сейчас у нас есть некоторое недопонимание между учебными заведениями и работодателями, а точнее, целый комплекс проблем.
О них и шла речь за круглым столом. Виктор Константинов, ген. директор ПАО «Электромеханика», напомнил, что высшее образование в Ржеве появилось в 1959 году, и вся промышленная элита города прошла через ржевскую высшую школу.
– Мы надеемся на возвращение филиалов вузов в Ржев, но решить эту проблему можно только совместными усилиями – власти, работодателей и образовательных учреждений. Сегодня мы должны наработать мероприятия по восстановлению Ржева как учебного центра для обеспечения предприятий специалистами, которые будут соответствовать требованиям завтрашнего дня, – задал тон обсуждению руководитель «Электромеханики», обнадежив аудиторию заявлением, что представительный орган власти региона готов выйти с соответствующей законодательной инициативой (касающейся внесения поправок в образовательные стандарты) на уровень Государственной думы РФ.
ПО НАКАТАННОЙ КОЛЕЕ
Глава Ржева Роман Крылов предложил выровнять дисбаланс, который существует между колледжами и предприятиями города:
– Предприятия должны идти в ногу со временем, чтобы быть конкурентоспособными, а учебные заведения, в свою очередь, должны идти в ногу с предприятиями. Нам важно понимать, откуда мы стартуем и куда направляемся.
Директор Ржевского колледжа им. Н.В. Петровского Борис Жуков в своём докладе похвалил кластерный подход к решению заявленной проблемы: в рамках модернизации системы профессионального образования в Тверской области создаются 10 производственно-образовательных кластеров, но отметил трудности с получением грантов.
– В нынешнем году 12 колледжей региона получат гранты из федерального бюджета для обеспечения материально-технической базы всем необходимым – в соответствии с современными требованиями. Механизм отработан, от вас требуется только участие, – парировал Артём Ажгиревич.
По мнению участников совещания, реалии жизни таковы, что в современных социально-экономических условиях профессиональное образование не может оставаться только услугой, пассивно удовлетворяющей текущие запросы, и не откликаться на вызовы будущего. Оно обязано быть инициатором изменений, в том числе, и в общественном сознании.
– К сожалению, у нас отсутствует системный подход к подготовке кадров в Ржеве. И нет желания что-либо изменить: движемся по накатанной колее, и всех это устраивает. Но лишь механически исполнять свои обязательства – это ущербный подход, – уверен Виктор Константинов.
ДВА ПУТИ
– У нашего учебного заведения самый большой набор – 150 человек, – не без гордости сообщил директор Ржевского технологического колледжа Александр Карченков. – В нынешнем году впервые на сварщиков был конкурс. Думаю, раз так, экономика должна подниматься!..
Александр Михайлович поделился своим видением проблем:
– У нас есть два пути: либо оснащение мастерских, а затем – «шлифовка» кадров на предприятии, либо – работа на заводах, включая учебную и производственную практику (с переводом на производственную площадку части учебного процесса).
– Мы понимаем, что образовательным учреждениям не потянуть в одиночку отработку практических навыков. Нужна производственная база! – откликнулся В. Константинов.
– На своей площадке мы готовы сделать программу для повышения квалификации, предоставить специалистам материально-техническую базу, – предложил директор ООО «Ржевмебель» Александр Мешакин.
ИМИДЖ И ПРЕСТИЖ
Несмотря на то, что некоторые работодатели не удовлетворены номенклатурой и качеством подготовки выпускников учреждений профессионального образования, сами они не проявляют должной активности как заказчики образовательных услуг. Спрос у работодателей в большинстве случаев направлен на поиск высококвалифицированных кадров рабочих, а не на приём вчерашних выпускников колледжей.
– Молодые люди идут в профессию от безысходности, а не потому, что это им интересно, – считает директор ООО ПКФ «Стройкомплект» Владимир Карпов. – Отсутствует система мотивации молодёжи, что приводит к потере интереса большинства молодых людей к рабочим профессиям.
– Начальный этап производственной карьеры наших выпускников прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация, – вновь напомнил о реалиях жизни директор колледжа им. Н.В. Петровского Борис Жуков.
Но надо признать, что при наличии всё возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения профессионального образования в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем мотивации к обучению. Школы в основном ориентируют выпускников на поступление в вузы. В такой ситуации рабочие профессии лишены привлекательного имиджа, а значит, у рабочих профессий – низкий престиж.
– Почему нам так необходима разъяснительная работа с родителями? Потому что во многом именно они влияют на выбор профессии своего ребёнка, – заметил Виктор Константинов. – Особенностью последних лет стало активное участие в профориентационных мероприятиях родителей. Особенно популярны экскурсии на ПАО «Электромеханика».
РИСУЕМ БУДУЩЕЕ!
Среди прочих причин, которые побуждают молодых ржевитян уезжать из Ржева, – отсутствие в местных колледжах интересных специальностей, перспективных с точки зрения трудоустройства и дальнейшей карьеры. Пока взаимодействие в рамках цепочки «школа-колледж-предприятие» выстроить, увы, не удаётся.
– Потому что мы не рисуем для молодых историю их будущее, – отметил Артём Ажгиревич. – И люди действуют стереотипно – просто уезжают из Ржева. Но, я уверен, наши общие усилия в проработке темы дадут импульс к созданию новых действенных механизмов взаимодействия образовательных учреждений и предприятий города, – подвёл итог обсуждению министр.
***
После завершения встречи её участники посетили ряд ржевских предприятий: – АО «Элтра-Термо», ООО «Ржевмебель», АО «КСК «Ржевский». Речь шла о поддержке не только самих производств (на уровне области и города), но также их кадрового потенциала.
«Помощь молодым специалистам также необходима! – отметил Роман Крылов. – Человек, который получает диплом и выходит за порог колледжа, должен понимать, что его профессия необходима городу, конкретному производству, и он должен быть уверен в своём будущем, знать, что, завершая обучение, гарантированно сможет трудоустроиться, не уезжая при этом из родного города. Городские предприятия развиваются, Ржев – исторически промышленный город, нам необходимы новые профессиональные кадры! Молодой специалист, приходя на предприятие, должен обладать достаточной теоретической базой и способностью применять эти знания на практике, видеть возможности для личного профессионального роста».
Что ж, будем надеяться на позитивные перемены в этом направлении. По крайней мере, первые шаги по решению кадровых вопросов к тому весьма благоволят.
Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото Марии Пополитовой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.