Пресс — конференция В. В. Путина  проходила,  можно сказать,  буквально вслед за его выступлением перед Федеральным собранием РФ. Поэтому каких-то особых откровений не ожидалось – всё самое главное уже было сказано раньше. Но такой формат, тем не менее, предполагает нетрадиционные вопросы, живой диалог, дискуссию, проходящую красной нитью через всё общение. К сожалению, в полной мере взаимного диалога не получилось, и отнюдь не по вине президента.


Наверное, многим бросилось в глаза, что вопросы почему-то в основном задавали юные девы, отнюдь не блещущие интеллектом. Среди них в избытке встречались проповедницы идей либерализма, националистически настроенные особы (причём, отнюдь не сторонники русского мира) и даже поборники справедливости. Вот только разбирающихся в вопросах экономического развития России – самой главной нашей проблемы – не было и в помине (не было – от слова «совсем»). Впрочем, ничего другого от либеральной тусовки, которая по какой-то причине вышла на первый план во время пресс-конференции, ожидать не  приходится. Даже их экономические гуру нередко несут полную ахинею, раз от раза садясь, простите, задом в лужу, но неизменно стараясь при этом делать хорошую мину при плохой игре. Откуда же у их последователей, вообще никогда и ничему толком не учившихся, возникнет понимание в вопросах монетарной теории, проблемах регулирования государством экономики, межбюджетных отношений, внедрения элементов планирования и т.п. В общем, кейнсианская модель экономического роста страшно далека от понимания журналистской братией либерального толка по причине полного отсутствия у них соответствующих знаний. Потому и вопросов действительно важных прозвучало немного.

Кое-кто рискнул утверждать, что общение президента России и с элитой, и с представителями масс в лице журналистского сообщества вообще никому не нужно и не интересно. Ну, зачем же говорить за всех? Хочется что-то промычать, – пожалуйста, скажи «му» и продолжи, что это, мол, моё «му», личное. Так будет честнее. Нечего свои домыслы и фантазии представлять мыслями всего населения страны. Вообще, диванных стратегов с проникновением интернета в каждый дом развелось у нас немерено. Почитаешь их  бредни во всемирной сети и, право слово, тошнить начинает. Прежде всего, от их самолюбования и непререкаемой уверенности в том, что уж они-то всё знают и понимают лучше других. А коснись их жизненного опыта, и окажется, что они за всю свою жизнь ни одного доброго дела не сделали. Зато учить других, и особенно высшую власть, как надо действовать, – могут сколько угодно. Именно про таких знатоков всего и вся сотни лет назад и было сказано: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

Впрочем, что там говорить о людях, которым их умозрительные представления застят не только глаза, но и мозги. Пытаться вылечить данную аберрацию совести – дело изначально проигрышное, потому как искомого предмета у них просто-напросто не просматривается. Ну, а на нет, как говорится, и суда нет. А если он всё-таки когда-нибудь будет, – тогда и поговорим о роли либерализма в истории России. Сейчас же лучше вернуться к пресс-конференции В.В. Путина. Что бы там недоброжелатели ни твердили, но внимание к ней было весьма высокое, причём во всём мире. Западные страны в основном оценивали ответы, касающиеся международных вопросов, что, в общем-то, понятно. Для нас же, жителей России, гораздо важнее всё, что касается внутренних проблем, и вот здесь, как я уже отметила, журналистский корпус оказался не на высоте.

Не случайно Путин начал свой рассказ о делах экономических с анекдота. Трудно удержаться от его цитирования, поэтому не стану напрягаться на сей счёт. Итак, «встречаются два приятеля, один другого спрашивает: «Как дела?». Тот говорит: «Как в полоску: чёрное – белое». – «Сейчас какая?». – «Сейчас – чёрная». Проходит ещё полгода. «Ну, как дела? Знаю, в полоску. Сейчас какая?». – «Сейчас – чёрная». – «Тогда же была чёрная». – «Нет, выясняется, что тогда была белая». Вот у нас примерно такая же ситуация». В.В. Путин во время диалога с журналистской братией не пытался уходить от неудобных вопросов, при этом был достаточно откровенен и спокоен (никаких нервных реакций), что уже само по себе неплохой признак. И по самой главной для россиян проблеме, несмотря на недостаточный уровень журналистской компетенции, он кое-что сказал. Президент объяснил, почему у нас сейчас чёрная полоса, и не кивал при этом на происки недоброжелателей из-за рубежа, хотя они, конечно же, есть.

Речь шла и об уровне инфляции и связанной с нею ценой на нефть. Очень чёткие и обоснованные рассуждения президента России по этому поводу трудно опровергнуть. Поэтому диванные аналитики наверняка выхватят какие-то отдельные фрагменты из целой картины и на них сосредоточат огонь своей критики. Зашла  речь и о ключевой ставке Центрального банка.  Сейчас она составляет 11 процентов, а инфляция – 12,3%. Всё в рамках рыночных отношений: ставка ниже уровня инфляции. И не высокие ставки раскручивают инфляцию, а ровно наоборот. А вот то, что высокая ставка не способствует подъёму экономики, – это да, абсолютно точно. Но вот ведь, в США, например, в первой половине 80-х годов ХХ века была кризисная ситуация в экономике, и в тот момент ставка ФРС доходила до 20 процентов. Тогда Штаты расправились со своим кризисом, сожрав экономику СССР и постсоветской России. Не случись нашей катастрофы, – трудно сказать, как бы чувствовали себя американцы сегодня.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.