Накануне Нового года состоялось награждение победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Ученик года-2024», организованного Российским союзом молодёжи при содействии регионального ресурсного центра проекта «Навигаторы детства». В прошлом году на конкурс, направленный на поддержку талантливых и активных ребят, только от Тверской области было подано более 130 заявок. И нам особенно приятно сообщить, что в конкурсной номинации «Патриот года» лучшей была признана ржевитянка, ученица СОШ №5 Арина Баранова.

Как одна из победительниц регионального этапа Арина участвовала во всероссийском финале, который проходил в Челябинске. О том, что представляет собой конкурс, какие требования существуют к его участникам и как добиться успеха, мы побеседовали с Олесей Жуковой, муниципальным координатором федерального проекта «Навигаторы детства» Ржевского и Оленинского округов. Также в нашей беседе самое активное участие приняла сама победительница конкурса – Арина Баранова.


В ПОДДЕРЖКУ АКТИВНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ

– О конкурсе «Ученик года», который в 2024-м проводился всего во второй раз, мало кто у нас знает. Олеся Игоревна, расскажите о нём подробнее!

– Конкурс «Ученик года» – проект Российского союза молодёжи, его цель – поддержка талантливых и активных ребят, у которых есть особые достижения в науках, творчестве, спорте, а также в сферах молодёжной политики, студенческого лидерства, общественной деятельности и добровольчества. Участники могут продемонстрировать свои способности по разным направлениям, узнать о возможностях для развития своего потенциала и личностного роста, найти новых друзей и наставников.

В Тверской области организаторами конкурса выступили региональный ресурсный центр проекта «Навигаторы детства» – Наталья Фёдорова и её коллеги, Тверская областная общественная организация «Российский Союз Молодёжи» в лице Дарины Дамаевой, а также ТвГУ, который представлял проректор вуза по воспитательной и социальной работе Александр Иванников.

С 12 сентября по 18 октября проходил заочный региональный этап, в котором приняли участие ребята от 14 до 18 лет. Кстати, Ржев представил на конкурс 20 заявок от разных школ. Есть предположение, практически уверенность, что в наступившем 2025 году участников станет ещё больше.

ШАНСЫ НА УСПЕХ

– Арина, а как ты стала участницей конкурса, более того – одержала победу в одной из номинаций?

– В немалой степени это заслуга моей мамы. Она работает методистом в детском саду №21 и отчасти по роду деятельности, а порой из стремления всегда быть в курсе событий следит за теми мероприятиями, которые проходят в нашей стране. Однажды она увидела объявление о конкурсе «Ученик года» и сказала, что я могла бы в нём участвовать. Шансы у меня были неплохие, поскольку уже имею подобный опыт и определённые достижения – получала грамоты, посещала всероссийские детские центры – такие, как «Артек», «Орлёнок», «Океан», «Алые паруса».

Здесь ведь как всё происходит? За каждое участие в конкурсе и высокое место начисляют баллы, и тот, кто набрал больше, получает новые возможности для развития! Поэтому, по моему мнению, ребята, мечтающие попасть в детские центры, обзавестись новыми друзьями, увидеть нашу большую страну и хорошо отдохнуть, должны как можно раньше начинать участвовать в конкурсах. И не падать духом, если с первого раза что-то не получилось. Так, я попала в «Артек» только с пятой попытки, но ведь попала же! Потому что очень этого хотела.

КОНКУРСНЫЕ ПЕРИПЕТИИ

– Олеся Игоревна, вы сказали, что конкурс был заочным. Следовательно, необходимо было предоставить жюри какие-то материалы, чтобы оценить участников. Как это происходило?

– О начисленных баллах Арина уже сказала. Помимо того, каждый участник должен был представить свою видеовизитку. Я была членом жюри в номинации «Спортсмен года». Визитки здесь были разные по уровню – как интересные, так и не очень. Пять визиток представили ребята из Ржева.

Требования к ролику довольно серьёзные. Это должен быть мини-фильм информационного содержания с оригинальной озвучкой, музыкальными и звуковыми эффектами. Допускается использование графических вставок. Участник должен уметь рассказать о себе, заинтересовать, отразить взгляды и позиции в заявленной номинации, наконец, представить перспективы в названном направлении. И всё это необходимо сделать в течение трёх минут. Время было жёстко регламентировано, и тот, кто не укладывался во временные рамки, превышал тайминг, получал минус.

– Арина, ты свою визитку как выстраивала?

– Рассказала о себе, о своих достижениях, ответила на вопрос, почему участвую в конкурсе. Говорила о том, что это даёт новые знания, новый круг общения, расширяет кругозор. Позволяет получать новый опыт, узнавать свою страну. Спустя некоторое время пришёл ответ от куратора Натальи Денисовой – о том, что я прошла региональный этап и поеду на всероссийский финал в Челябинск. Этот этап проходил с 1 по 3 декабря, и в нём участвовали 100 лучших конкурсантов из 48 регионов России. Это были победители региональных этапов…

– И что же вам довелось делать уже в очном общении, как определялись лучшие?

– Первый день начинался с самопрезентации – то есть, это был тот же самый рассказ о себе и своих достижениях. Потом мы писали диктант – следовало продемонстрировать своё знание русского языка.

Пришлось нам участвовать и в деловой игре. Всех участников в нашей номинации разделили на несколько групп. Надо было показать хорошее взаимодействие друг с другом, личностные и лидерские качества.

Перед нами поставили задачу: с нуля набрать коллектив на предприятие/в организацию. И в процессе обсуждения выделить возможности каждого, в итоге предложив ему соответствующую должность. Мне была определена творческая позиция.

Далее мы проходили ещё одно конкурсное испытание под названием «Проектирование». Перед нами ставили проблему, и мы за час должны были составить проект: расписать цель, задачи, актуальность имеющейся проблемы и пути её решения. Всё это мы перенесли на лист ватмана, затем каждая группа защищала свой проект. Нам было приятно, что наш проект жюри высоко оценило, заявив, что он понравился больше других.

Последним, пятым заданием стала презентация успешной практики (прежде всего, приветствовались всероссийские или грантовые). Так, высокую оценку получила защита всероссийского проекта, в котором шла речь о посадке деревьев с именными табличками героев СВО. Я рассказывала о нашем школьном юнармейском отряде «Рубеж», его работе и участии в различных мероприятиях. Поскольку это всё-таки события местного уровня, большого внимания жюри они не привлекли. Я получила сертификат участника конкурса «Ученик года-2024».

Несмотря на то, что победителем не стала, получила новый и очень интересный опыт. Сейчас буду работать, чтобы попасть в детский центр «Смена». Несмотря на то, что он находится в Анапе, где сейчас серьёзные проблемы с экологией, думаю, вскоре всё наладится. Тем более что бассейны никто не закрывал, да и пляжи уже почти очищены.

ШАНС ДЛЯ КАЖДОГО

– Олеся Игоревна, а вообще много наших ребят отдыхают в этих детских центрах?

– Да, достаточно много, особенно в «Смене». Каждый год юные ржевитяне также ездят и в «Орлёнок», и в «Океан», необходимо только пройти конкурсный отбор и поработать над собой и своими достижениями. На 2024-2025 учебный год Министерством просвещения РФ заявлена программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». В течение учебного года участники программы в рамках внеурочной деятельности коллективно выполняют творческие задания образовательных треков, представляющих ключевые направления развития личности ребёнка. Каждый трек заканчивается значимым всероссийским мероприятием для всех участников программы (онлайн-игра, онлайн-экскурсия, онлайн-мастер-класс и т.д.).

В реализации программы участвует команда – учащиеся класса, учитель начальных классов, старшеклассник-наставник, родители. По итогам выполнения образовательных треков на конкурсной основе будут определены лучшие команды среди четырёх классов, которые получат путёвки на тематическую смену «Содружество «Орлят России» в ВДЦ «Орлёнок», «Океан» и «Алые Паруса».

Хочется, чтобы наши дети и их родители участвовали в таких мероприятиях, тем более что каждому детскому коллективу даётся шанс. Надо просто верить в себя, в свои силы, прикладывать фантазию, развивать творческие наклонности, выдвигать идеи, дружить и вместе двигаться вперёд! И тогда успех непременно придёт.

Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото из личного архива.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.