МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАМЯТИ

– Любой музей – это образовательный центр исторической памяти, – уверена и Ольга Дудкина, директор Ржевского краеведческого музея. – В нашем музее представлена Великая Отечественная война, Ржевская битва. Мы узнаём о ней и чувствуем тот подвиг, которые совершили люди, подарившие нам Победу, не только через факты и цифры. Но также через письма, которые писали с фронта и на фронт, через личные вещи фронтовиков, даже через осколки снарядов, которые хранятся в музее. Помимо прочего, в нашем музее хранятся материалы, рассказывающие о деятельности подпольных групп в оккупированном Ржеве.

Во втором зале экспозиции на планшете представлены фотографии участников подпольной группы А. Телешева, И. Савкова, Г. Земскова. Известно, что в период оккупации в городе действовали несколько подпольных групп, но более всего сведений сохранилось о группе А. Телешева. В рукописном фонде музея, в папке под №107-а, можно найти материал об этой группе. Конечно, нелегко работать с ними, но мы должны знать своих героев и сохранять память о них, передавая другим поколениям.

Экспозиция создавалась на основе книжных и газетных публикаций, а также материалов, хранящихся в фонде музея. Это воспоминания родственников, справки, составленные краеведами Сергеем Богдановым, Николаем Вишняковым, Дмитрием Победимовым в 1950-е годы. В 1992-м из Бонна в Ржев приезжал бывший ефрейтор, телеграфист штаба 26 ПД Ганс Юрген Эсмейер, который привёз с собой много фотографий, сделанных им в Ржеве в годы оккупации, в том числе снимок казни подпольщиков на Советской площади…

– Мы выражаем искреннюю благодарность Ольге Александровне Дудкиной и сотрудникам филиала Тверского государственного объединённого музея в городе Ржеве за предоставленные документы и материалы, – говорят супруги Олег и Наталья Драновы, известные краеведы Ржева. – Одна из наших последних книг – «Ржевские подпольщики» – рассказывает о комсомольско-молодёжной подпольной группе Алексея Телешева в период оккупации Ржева.

НА СВОЙ СТРАХ И РИСК

– Наталья Георгиевна, в свойственной вам сдержанной и последовательной манере в книге изложена история создания и гибели Ржевского подполья, собраны документальные доказательства, чётко соблюдена хронология событий. Что-то новое удалось узнать?

– Точное количество членов группы Алексея Телешева и их конкретная деятельность неизвестна – таких данных нет ни в архивах разведотделов наших армий, ни в доступных документах вермахта. Как говорил сам Алексей, эти сведения из соображений конспирации не документировались. Фашисты арестовали и казнили 12 человек – руководителя и самых активных членов группы. По данным полковника КГБ в отставке Евгения Фёдорова, написавшего книгу «Правда о военном Ржеве», в основной состав группы входили 11 человек: А. Телешев (26 лет), В. Новожёнов (19), К. Дмитриев (27), К. Латышев (25), В. Некрасов (26), А. Жильцов (18), М. Персиянцев (18), Б. Лузин (18), А. Беляков (19), М. Соколов (20), В. Морозов (33).

Е.С. Фёдоров, приводя сведения из немецких аннотаций протоколов допроса лиц, причастных к деятельности группы и её провалу, а также из доступных фашистских документов, не указывает конкретный вид деятельности подпольщиков – разведывательная, диверсионная, саботажная, пропагандистская… Пожалуй, все они прослеживаются у подпольщиков. Только, например, разведки было больше, а пропаганды меньше.

О создании в Ржеве подпольной комсомольско-молодёжной группы или отряда нет решения или каких-либо документов партийных, советских или военных органов. Это была самостоятельная и, на наш взгляд, слабо организованная группа. К великому сожалению! При этом следует понимать: организовать группу в оккупированном фашистами городе было весьма и весьма трудно.

ВСЁ, ЧТО МОГЛИ…

Нина Чернышёва (Тетерина) в своих воспоминаниях 1983 года писала, что ребята рассказывали ей, как в начале января (1942-го) или несколько раньше (точнее она не помнила), когда наши танки ворвались в город, немцы на какое-то время оставили Ржев, бросив основное имущество и вооружение. Жители бросились растаскивать продовольствие, а ребята – в комендатуру. Там они захватили немецкие паспорта, выписанные для жителей города; оружие брали и там, и где пришлось. Мы установили, что нет достоверных данных о количестве оружия и боеприпасов, находившихся у подпольщиков. Важен сам факт – оно у них было!

Всё, что они могли, – подавать световые сигналы нашим бомбардировщикам, выводить из строя автомобили и перерезать телефонные кабели, похищать бланки паспортов и организовывать побег из концлагеря, нападать на немецкие военные и продовольственные склады. Однако на сегодняшний день нет ни одного источника, подтверждающего, что из-за линии фронта в Ржев направлялись инструкции и задания, что, в свою очередь, подтверждает отсутствие централизованного управления действиями подпольщиков.

Уже один тот факт, что молодые люди, оказавшись одни на оккупированной территории, не поддались общим настроениям обречённости, а решили самостоятельно вести борьбу с оккупантами, когда ещё не был известен исход войны, возводит их действия в разряд подвига!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.