Позже поехал в Нилову пустынь: осмотрел монастырь, местный музей и даже послушал экскурсию с группой паломников из Архангельска. Потом отправился в Волговерховье, к истоку Волги. Добрался туда без особых проблем, а вот обратно долго шёл пешком…
— Все проезжали мимо?
— Обычно подбирают ещё и потому, что прекрасно понимают: раз человек с рюкзаком — значит, турист, а туристы — хорошие люди! Иногда водители сами путешествуют и с удовольствием рассказывают о своих поездках по России. Редко, но встречаются люди, которые хорошо знают про путешествия автостопом, поскольку сами их практиковали. Вообще, вне больших городов люди гораздо проще, им несложно человека подвезти, а заодно — о жизни поговорить. Меня тогда подобрал автобус с паломниками из Архангельска. Приметив у меня гитару, попросили спеть вместе с ними, усадив на переднее сидение и предоставив микрофон экскурсовода. Пришлось вспоминать русские народные песни — надеюсь, архангельцы остались довольны!
СТРАНСТВИЕ ПО ПУСТЫНЕ
— Павел, какие сейчас в народе настроения настроения?
— Думаю, вскоре люди потянуться на землю, возвращаясь из мегаполисов к родным корням. На мой взгляд, лет через 10 произойдёт возрождение русской деревни, хотя сегодня в это мало кто верит. Заметил, что немало людей во время карантина уехали из больших городов на дачи: где бы ни бывал — везде москвичи живут, к природе тянутся. Многие недовольны тем, что уровень жизни падает, но я по натуре — оптимист. Верю, что Россия поднимется!
— У людей почти не осталось никакого ресурса…
— Моисей 40 лет водил еврейский народ по пустыне — после того, как вывел его из египетского рабства, чтобы сменилось поколение, знавшее неволю. Бог вывел нас из советского рабства, и сейчас мы словно идём по пустыне. Если за точку отсчёта взять 1991 год, то странствовать нам осталось ещё лет 10.
— Есть шанс дожить до лучших времён?
— Пока Бог не сжалится над Россией — ничего хорошего у нас не получится. Осознанно верующими является меньшинство населения, но если это меньшинство займёт активную жизненную позицию, мы сможем повлиять на инертное большинство. Может быть, появится новый лидер — духовный, не политический, который сможет повести за собой народ. Мы никогда не преуспеем в экономическом плане, пока мы не поймём: начинать нужно с духовной жизни.
БЛАГОПОЛУЧИЕ НЕ ЕСТЬ СЧАСТЬЕ — Ищите же прежде Царства Божия, и всё остальное приложится вам…
— Да, те, кто ищёт Его и находит, смогут повлиять на ситуацию в стране. Но большинство наших соотечественников охотно приняли западные ценности, и в этом — проблема современной России. Речь идёт об идеалах гуманизма, которые по-иному называются мещанством. Впервые этот термин употребил Александр Герцен, а развил тему религиозный русский мыслитель Константин Леонтьев.
Он утверждал: благополучие цивилизованной западной жизни не есть счастье даже по земным меркам: «…разве такое тихое равнодушие есть счастье? Это — не счастье, а какой-то тихий упадок всех чувств — как скорбных, так и радостных». Он словно напоминает нам, слишком привязанным к стереотипам вялого и благополучного существования: грех как раз и выражается в вялости жизни, ничтожности интересов личности. Но на этом он не останавливается и делает страшный вывод: «Что лучше — кровавая, но пышная духовно эпоха Возрождения или какая-нибудь нынешняя Дания, Голландия, Швейцария, смирная, зажиточная, умеренная?».
— Однако в условиях благополучия человек с особой сознательностью, ответственностью и свободой может прийти к Богу. «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится». Многие в условиях бедствий и угроз невольно становятся религиозными, но прошли беды — и ничего от религиозности не осталось. И в благополучии есть условия для проявления духовной глубины человека, которых может не быть в экстремальных, «пограничных» ситуациях…
— Возможно, но современного человека интересуют лишь материальные блага. Люди поклоняются новому богу комфорта. Что будет с Россией, если все мы станем мещанами? Нужна ли Богу такая Россия? Придёт, кто угодно, и сотрёт нашу страну с лица земли, которую Господь даёт народам во владение…
— «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Наверное, не случайно у русского народа такие огромные пространства?
— Это очень сложно — быть Третьим Римом, но пока есть люди, которые подвизаются в духовных подвигах, Бог милует нашу страну.
— Павел, в нескольких словах как бы вы описали современную Россию?
— Бессмертными строками Тютчева: Эти бедные селенья, Эта скудная природа Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймёт и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удручённый ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя…
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.