14  марта  мы  отметили  140-летие  А. А.  Игнатьева, человека уникальной судьбы, военного дипломата, писателя, которого современники прозвали «красным графом». С ржевской землёй Алексей Алексеевич связан самым непосредственным образом – в селе Чертолино и деревне Зайцево Ржевского уезда располагались имения старинного дворянского рода Игнатьевых. Сегодня в честь юбилея этого выдающегося человека в районной администрации при участии Совета ветеранов Ржева и района, РОО «Лига военных дипломатов» (Москва), а также при поддержке депутата Госдумы РФ В.А. Васильева проходит научно-практическая конференция «Жизнь и деятельность генерал-лейтенанта А.А. Игнатьева – пример высокой гражданственности и беззаветного служения своей Родине – России».


ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Алексей Алексеевич родился в 1877 году, в 1894-м окончил Киевский кадетский корпус, затем –Пажеский Его Величества корпус. Игнатьев – представитель старинного дворянского рода (достаточно сказать, что его предком был митрополит Московский и всея Руси Алексий, главный советник при трёх московских князьях). В 1905-м Алексей участвовал в Русско-японской войне, был ранен. С 1912 года он – во Франции, на дипломатической работе, военный представитель царского правительства, а по совместительству – руководитель французской агентурной сети.

В сентябре 1917-го графу А.А. Игнатьеву, продолжавшему представлять во Франции российскую армию, было присвоено звание генерал-майора. Он был единственным человеком, имеющим право распоряжаться государственным счётом России в «Банк де Франс» с 225 миллионами золотых франков, которые предназначались для закупки вооружения во Франции. Он легко мог бы присвоить эти огромные средства, ведь они фактически остались без хозяина – Российской империи более не существовало. Но Игнатьев распорядился ими по-своему: в 1924 году он явился к советскому торгпреду Л.Б. Красину и передал ему эти деньги. Все 225 миллионов золотых франков.

Эмиграция объявила графа А.А. Игнатьева изменником. Мать отреклась от него и попросила не приходить на её похороны, «дабы не позорить семью перед кладбищенским сторожем». В него стрелял родной брат Павел, бывший руководитель царской военной разведки. Алексей лишь чудом остался жив – пуля пробила фуражку в двух сантиметрах от головы. Его друзья, в том числе Карл Маннергейм, с которым они вместе учились в Академии Генштаба, порвали с Игнатьевым всякие отношения.

До 1937 года А.А. Игнатьев жил во Франции и числился на работе в советском торгпредстве. На самом деле он занимался агентурной работой для советской разведки. В 1937-м он вернулся в Россию, точнее, в Советский Союз. Здесь он повторно стал генерал-майором, на этот раз – Красной Армии. Формально «красный граф» занимался различной «негромкой» работой – скажем, служит военным редактором. На самом деле он, человек весьма талантливый, посвятил себя внешней разведке. Подробности его деятельности неизвестны до сих пор. Подготовка разведчиков-нелегалов, специалистов для работы под прикрытием официальных организаций – тайна за семью печатями.

В 1943 году А.А. Игнатьеву было присвоено звание генерал-лейтенанта. С 1947-го, после почти 60 лет службы Отечеству, граф, наконец, ушёл на заслуженный отдых – командование удовлетворило его рапорт об отставке. Граф Игнатьев, генерал Советской Армии, скончался в Москве 20 ноября 1954 года. Его книгу «Пятьдесят лет в строю» при желании можно найти в библиотеке либо в открытом доступе в сети. Прочитав её, вы удивитесь уникальности судьбы этого человека, но при этом вряд ли найдёте ответы на все вопросы, кои появятся при прочтении книги.

 

СТАТЬЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЖУРНАЛЕ

Как мы уже сказали выше, родовые имения Игнатьевых располагались на ржевской земле – в деревнях Чертолино и Зайцево (между прочим, они были конфискованы большевиками). «Красный граф» не раз бывал здесь, его воспоминания об этих визитах можно найти в книге «Пятьдесят лет в строю». Но, к счастью, появляются и новые материалы. Скажем, недавно нам в руки попали мемуары, в которых Александр Трифонович Твардовский, известный поэт, создатель великого стихотворения «Я убит подо Ржевом», рассказывает о своём приезде в д. Чертолино в 1932 году. Пожалуй, сегодня есть смысл представить читателям отрывки из этих воспоминаний. Вот что рассказывал А.Т. Твардовский – со слов своего заместителя А.И. Кондратовича.

«В тридцать втором году я ездил от смоленской газеты в Ржевский район. И вот там, в одной из изб деревни Чертолино (я хорошо запомнил название этой деревни), полной детишек, мух и недопитых чашек с молоком, я увидел французский журнал. Не помню уже, какой именно. По-французски я не читаю, но мне рассказали, что в этом журнале помещена статья бывшего хозяина Чертолинского имения – графа Игнатьева.

– Того самого?

– Да-да, того самого, кто написал «Пятьдесят лет в строю». Оказывается, он приезжал в своё бывшее имение – посмотреть, что делают крестьяне, был восхищён увиденным и позже написал, что крестьяне живут без помещиков вполне исправно. Рассказывали смешной случай. Кучер, завидев Алексея Алексеевича, бросился ему в ноги: «Простите, барин!..». Но барина тут же забрали – приехала милиция. Впрочем, у Алексея Алексеевича была бумажка от самого М.И. Калинина, и его быстро отпустили…».

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.