– Никакого бизнес-плана у нас не было – к сельскому хозяйству это понятие неприменимо, мы же к зоне рискованного земледелия относимся, – уверенно говорит Алексей Викторович. – Здесь интуиция первостепенное значение имеет, доскональное знание агротехники и потребностей рынка. В первую очередь, мы работаем для садоводов-любителей, а особой популярностью среди них пользуются зимостойкие, устойчивые к болезням, урожайные сорта, плоды и ягоды которых обладают отменными вкусовыми качествами. Всем этим характеристикам в полной мере соответствуют так называемые сорта народной селекции, ну и, конечно, некоторые современные, что хорошо зарекомендовали себя в наших условиях.
Сортовое разнообразие питомника Матвеевых и впрямь впечатляет – в хозяйстве выращивают десятки сортов летней, осенней и зимней яблони (от привычных для нашего слуха и вкуса Белого налива, Аниса полосатого и Антоновки десертной до необычных – например, таких, как Китайка золотая ранняя, Жигулёвское и Дочь Мекинтоша). Я думаю, сегодня нет нужды перечислять огромное количество всех культивируемых в хозяйстве сортов. Отметим лишь: помимо яблони, здесь получают и прочие плодовые деревья (во всём их сортовом многообразии) – грушу, вишню, черешню, сливу, алычу, а также ягодные кустарники – смородину (чёрную, красную, белую), крыжовник, малину и даже жимолость (пять сортов самой ранней и вкусной ягоды в питомнике – аж пять сортов)!
В тот же день довелось нам побывать на «яблоневых полях» Матвеевых (все прочие культуры уже заложены на хранение в ангар по соседству). И мне осталось только удивляться, с какой любовью здесь относятся буквально к каждому экземпляру (ко всем прикреплена бирка с наименованием сорта и прочей информацией). Эти деревца будут зимовать прямо в поле, другие уже заложены на хранение – в построенный недавно ангар. Чуть поодаль завершалась «уборочная» ещё на одном участке: после выкопки (это профессиональный термин) и сортировки деревца привьют – это позволит повысить их урожайность, устойчивость к болезням и зимостойкость. Кстати, подвой для копулировки (прививки) семечковых культур в хозяйстве выращивают самостоятельно: сколь кропотлива эта работа, знает только профессионал.
– Сначала семена той же яблони или груши высеваем в теплице. С появлением первых 2-3 листочков – прищипываем корни и высаживаем растения в поле. Благодаря этой операции саженцы в нашем питомнике имеют разветвлённую корневую систему. В открытом грунте они и доращиваются до стандартных размеров, а реализуются только после обязательном зимовки, – рассказывает Алексей Викторович. – Наши саженцы охотно покупают садовые центры Москвы и Санкт-Петербурга, Тверской, Смоленской областей, ряд других регионов страны. Но рады мы не только оптовым, но и рядовым покупателям, желающим приобрести деревца и кустарники для своих шести соток.
Я слушала моего собеседника и понимала, почему садовый питомник называется столь необычно – «Прессинг». Если говорить спортивным языком – речь идёт о сознательном ограничении действий соперника путём применения силовых приёмов – естественно, в рамках правил. Так и здесь – на ниве выращивания саженцев: столь доскональное выполнение требований агротехники и технологии не оставляют конкурентам Матвеевых ни единого шанса их превзойти!
СОЛНЦЕ СВЕТИТ – ЗЕМЛЯ ПЛОДОНОСИТ
Мы запечатлели Алексея Викторовича вместе с работниками питомника – трактористом … и бригадиром Жанной Топориковой. И невольно затронули кадровую проблему: как выяснилось, не хотят ныне люди работать на земле, несмотря на то, что живут в деревне. Вот и приходится искать работников по всему району: например, Жанна приезжает в Клешнево из Победы – свои, местные, особенного стремления к такому труду не проявляют, как будто за годы сельскохозяйственной разрухи напрочь утратили вкус к крестьянскому труду.
– У нас принято крестьянами называть всякого человека, кто в деревне живёт. А ведь это не так! – уверен Матвеев-младший. – Полноценно крестьянствовать человек может, только если имеет землю в личной собственности, а не работает спустя рукава на государство или какого-нибудь инвестора. Сельское хозяйство новейшей истории России – это, на мой взгляд, издевательство над самой идеей земледелия. Лично я в колхозе работать бы не смог, ведь коллективная собственность противоестественна природе людской! Человек должен быть лично заинтересован в результатах своего труда, у него сердце должно болеть за землю-матушку… И всё это возможно только в одном случае: если крестьянин станет хозяином на этой земле. У нас территории огромные, да пашня заброшена, лесом зарастает, а мы живём, топчем это богатство почём зря – вместо того, чтобы за дело взяться!
– Вон, поглядите, солнце по весне землю согревает, чтобы мы землицу засеяли – под будущий добрый урожай, – поддерживает сына Виктор Семёнович. – Хоть традиционные для России овощи, хоть экзотический китайский женьшень выращивай! А у нас теперь не пашня в округе, а одни лишь «пустоши» да «неудобья», и, кажется, никому нет до этого дела… Только всё равно хочется верить, что появится ещё у нашей земли настоящий хозяин – крестьянин по плоти и крови своей!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.