Международное общественное движение  «Добрые дети мира», добровольное объединение школьников, было создано в 2006 году. За это время в России и за рубежом открылись более 900 школьных, 300 городских и 4 региональных отделения. Сегодня в городском движении «ДДМ» участвуют семь школ – СОШ №№ 1, 3, 5, 7, 9, 13 и лицей №35.

За 10 лет «Добрые дети мира» реализовали в Ржеве различных 10 проектов, а в результате благотворительных мероприятий собрали более 500 тысяч рублей, которые были переданы людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. «Добрые дети» проводили социальные акции для детей, пожилых людей и инвалидов, участвовали во «Всероссийских неделях добра», занимались организацией театральных представлений и концертов, «уроков добра». Оказывали помощь детским домам и социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних, собирали книги для библиотеки СИЗО-3, проводили экологические акции и акции в поддержку бездомных животных. Реализовали творческий проект – фестиваль-конкурс «Добрая песня Ржева» (2012-2017), собравший за эти годы более 700 участников со всей области. На протяжении десятилетия бессменным руководителем городского отделения Международного общественного движения «Добрые дети мира» являлась Наталья ШЕЛЬ, педагог СОШ №13.

Где найти радость, чем хорошо добровольчество, как можно изменить свою жизнь? Об этом и многом другом в преддверии юбилея мы и побеседовали с Натальей Александровной.


ВОЛОНТЁРСТВО – ПОТРЕБНОСТЬ ДУШИ

– Наталья Александровна! В России завершается Год волонтёра. Как вы думаете, это была попытка государства откликнуться на запрос общества, или волонтёрство, добровольчество – внутренняя потребность человека?

– Потребность в добре живёт в людях во все времена. Та же акция «Белый цветок», которая стала традиционной в Ржеве, впервые зародилась в Европе, но её сразу же подхватили в Российской империи. Какими бы ни были исторические времена, всегда находятся те, кто желает помогать, сострадать, быть милосердным.  Другое дело – порой мы перегибаем палку, привлекая волонтёров к делам, которые их не касаются. Чрезмерность может погубить любые добрые начинания, ведь помимо общественной работы дети – учатся, взрослые – работают. Надо беречь волонтёров, чтобы искра Божия в них не пропала…  Конечно же, волонтёрство – внутренняя потребность души, и оно находит отклик в сердцах детей. А те, у кого нет искреннего желания творить добро, просто не вступят в наши ряды.

– Давайте вспомним, как всё начиналось…

– В движение «Добрые дети мира» мы включились в 2008-м, организовав отделения в СОШ №№ 1 и 13. Ребята из 13-й школы создали проект «Деятельность волонтёрского отряда» и на его основе включились в волонтёрское движение области. И сейчас участвуют в мероприятиях, которые предлагает областной комитет «ДДМ».

– Не наступает ли у детей эмоциональное выгорание, привыкание или, может быть, они больше думают о портфолио, которое необходимо для последующего поступления в вуз?

– Последний раз мы с ребятами работали на Межрегиональном конкурсе «Играй, гармонь!». Дети с воодушевлением выполняли те задания, которые им были предложены. Тот, кто работает только ради портфолио – действительно перегорает, поскольку волонтёрские дела требуют соучастия сердца.

\

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

– Сейчас основное внимание уделяют развитию у детей интеллекта. А на развитие чувств в современной школе обращают внимание?

– Политика правительства такова: воспитательная работа должна вернуться в школу. Но, к сожалению, наша образовательная машина весьма инерционна – реагирует на изменения медленно. Когда убирали воспитательную работу из школ – это ведь тоже не в один момент произошло. Но, на мой взгляд, некая реакционность школы – это даже хорошо (в смысле сохранения традиций). Конечно, подходы к образованию сегодня иные, но без воспитания в современной школе уже не обойтись. Мы готовим будущее страны, и в наших силах сделать его разумным и добрым.

– Никто не знает, какое будущее нас ожидает, и как сейчас обучать детей, чтобы они были востребованы впоследствии…

– Слушала как-то радиопередачу с актёром Алексеем Баталовым, которого вполне можно считать человеком благородным и интеллигентным. Ему задали вопрос: «Вас считают русским интеллигентом. Скажите, можно ли воспитать это качество, и что для этого нужно?». Легендарный актёр пояснил: понятие интеллигентности уже давно сформировано – веками существования человечества. Без нравственных ценностей – милосердия, доброты, честности, справедливости, любви к ближнему и братьям нашим меньшим, – не обойтись, как бы общество ни прогнозировало своё будущее. Иначе человечество просто прекратит свое существование.

– Сегодня каждый сам может выбрать, что есть добро и зло, – в зависимости от собственных предпочтений. Идёт размывание понятий, нет абсолютного идеала. Как в этих условиях научить детей правильно ориентироваться в жизни?

– Школьная программа ориентирована на традиционные ценности – речь об уроках литературы, русского языка, истории, мировой художественной культуры… Но очень плохо, когда школьная программа входит в противоречие с установками семьи и общества. Насколько удастся сформировать в человеке человечность – зависит, в первую очередь, от родителей. Сегодня и школе, и семье сложно противостоять тому, что происходит во внешнем мире. Так получилось, что мировая история стремительно развивалась в Европе: на Западе семимильными шагами шло развитие капитализма, а Россия со своим крепостным правом несколько задержалась в пути. Но зато нам удалось сохранить человечность…

– Сегодня много говорят о духовно-нравственном воспитании. В чём его суть?

– Мне ближе понятие нравственного воспитания, которое включает основные понятия человечности. Когда ребёнок начинает осознавать себя личностью, он ориентируется на определённые образцы – например, героев литературных произведений. К сожалению, сегодня очень рано в понятийный мир ребёнка входят современные мультфильмы, в которых очень быстро развивается сюжет. И он просто не успевает понять, что же происходит. Если раньше скорость развития событий была степенная – детям поясняли, что хорошо, а что плохо, то сейчас мелькание ярких образов мешает уловить суть происходящего на экране. Тем не менее, мир культуры и искусства предлагает детям свои сценарии.

– Зло в культуре более обаятельно и привлекательно – в отличие от добра. В русской литературе всегда существовала проблема с положительным героем – разве нет?

– Он есть, положительный герой, но ему всегда приходилось нелегко. В русских народных сказках Иванушка-дурачок или Иван-Царевич борются, страдают, но – побеждают. Или Василиса Прекрасная – на какие бы страдания её ни обрекали, благодаря труду и терпению она обретает своё счастье. Так можно разбирать любое литературное произведение: Чацкий у Грибоедова – умный человек, но живётся ему тяжело, и Базарову – тяжело, и князю Болконскому – тоже. И в поисках любви, и в применении своих недюжинных сил на благо общества. Но они у нас есть, эти герои, и они всё равно красивы!

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.