Редко хожу пешком по новому мосту. Да и по старому тоже. Несколько лет назад мне подарили сканер для негативов и слайдов, и я решил оцифровать все свои фотопёнки, коих набралось немало. Те фотографии, что не получались при фотопечати, теперь можно сделать насыщеннее, ярче и резче. Некоторым из них более сорока лет. История как-никак. В объектив за это время много чего попало. Нужно порыться в этих залежах, вспомнить о былом…


Вот идёт строительство нового ржевского моста, и я вспомнил, как впервые совершил по нему ночной переход. На снимке ещё нет последнего пешеходного пролёта, но совсем скоро зияющий просвет ликвидируют и берега соединят. Конструкции застелют досками, и отважные ржевские пешеходы откроют движение за год до торжественного перерезания ленточки.

Людей, передвигающихся по новому мосту, я впервые увидел в тот день, когда мне предстояло провожать гостей. Некоторые пешеходы шли уверенно – видать, не в первый раз, некоторые держались за что-то вроде поручней. А я в тот день (точнее ночь) провожал гостей на вокзал Ржев-1, на брянский поезд.

Живу я в районе Зубцовского шоссе. К вокзалу Ржев-2 сорок лет назад поезд Брянск-Ленинград не заруливал. Ржевский поезд до Ленинграда ещё не скоро пустят. Такой роскоши, как мобильники и вызов такси, тоже не существовало, да и городские телефоны были далеко не у всех. То есть, доехав до вокзала на последней городской «единице», посадив гостей на поезд, приходилось возвращаться домой пешком через старый мост. А тут новый практически открылся. Красота! Не надо давать кругаля, спускаться по Банковской горе, подниматься по Маратовской. И ещё одно обстоятельство припомнилось, из-за чего не захотелось идти привычным маршрутом.

Накануне возвращался я с ночной смены домой по старому мосту. Он был освещён. Замечаю, что навстречу кто-то ползёт. Останавливаюсь, вглядываюсь – крыса! Прёт нагло, не сворачивая. В руках у меня черенок от лопаты – заводские мужики из «деревянного цеха» сделали мне ручку. Вытягиваю черенок вперёд, как штык, как алебарду, как винтовку Мосина. Сгинь, тварь, пропади! Крыса не развернулась, чтобы удрать, она даже не остановилась, а нехотя пролезла под перила, и не затаилась, а поползла, поднимая столбик пыли по ту сторону ограды.

Остановилась она, когда я с ней поравнялся. Повернула голову в мою сторону и, ей-богу, подмигнула. От страха я пнул её черенком в бок… Раздался жуткий, писклявый и одновременно скрежещущий рёв, а через мгновение – громкий шлепок в воду. Плыла она шумно, я даже подумал, уж не кролем ли. Глянул вниз – да нет, нормально плывёт, по-собачьи, только почему-то не в сторону берега, а к «быку», к опоре моста. Ну, ладно, хоть жива…

Вспомнив всё это, я не пошёл по старому мосту. И зря… Прошёл метров десять по новому, и мне показалось, что доски подо мной прогибаются, ходят ходуном, вот-вот разъедутся и свалятся вниз вместе со мной. Впереди ничего не видно, слева, справа и далеко-далеко внизу – лишь отблески воды. Опускаюсь на четвереньки, ползу и кляну себя: дёрнул же чёрт! Да лучше бы я пошёл вокруг, да лучше бы мне на вокзале до утра отсидеться, да лучше бы встретить полчища крыс на старом мосту. Кляну себя на чем свет…

А свету-то и нет. Темень впереди кромешная. И из этого мрака вдруг голоса раздаются. Весёлые, уверенные, спокойные. Идут несколько человек навстречу. С четверенек пришлось встать и сделать вид, что я любуюсь ночной панорамой. Я даже на эти поручни попробовал опереться, но с трудом удержался, чтоб не вскрикнуть – поручни то ли проволочные, то ли верёвочные.

И нет, чтобы мне развернуться да вслед за этой весёлой ватагой пойти, вцепившись в чей-нибудь локоть – ведь я ещё половины моста не преодолел… До сих пор редко хожу по новому мосту. Да и по старому тоже.

Александр НАЗАРОВ.

Фото автора.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.