– В  Ржевском  районе  работает  поисковая экспедиция из Красноярска: за две недели работы на территории с/п «Победа» ребята подняли останки 11 советских воинов, причём у двоих бойцов обнаружены именные медальоны. Посмотрите на этот неподдельный задор в глазах детей, приехавших к нам из Сибири, ведь они буквально светятся от такой удачи! Интересно вам будет пообщаться и с их руководителем, Лидией Коршуновой, – сообщил нам перед поездкой в район Валерий Румянцев.

ОТ ДОНА ДО ЕНИСЕЯ

И в самом деле, командир поискового отряда оказалась человеком незаурядным. Эта активная женщина – историк, организатор школьного музея, инициатор краеведческих, геологических, палеонтологических походов-раскопок. И при этом – многодетная мать, счастливая жена и бабушка.
– Я – донская казачка, – рассказывает Лидия Артёмовна, – а мой супруг – сибиряк. Жизнь сложилась так, что в период первой Чеченской кампании моя семья из военного городка Морозовск, что неподалёку от Грозного, была вынуждена переехать в Красноярский край. Вот уже более 20 лет я живу в Сибири и преподаю историю школьникам.  Отец был кадровым военным, а я сама – лейтенант запаса. Моя жизнь оказалась богата на разные события – я самого Александра Ивановича Покрышкина лично видела.
Легендарный ас мне разрешение на самостоятельные полёты давал – в юности окончила Волгоградский аэроклуб, имею III разряд по парашютному спорту. Да, молодость у меня была бурная, но я нашла себя в жизни. Не важно, что у тебя за плечами, важно – кто ты на самом деле. Смысл моей жизни сегодня заключается в том, что я – есть, я – живу. И могу сделать что-то хорошее – для себя, своих родителей, семьи, детей, своей страны. Вот, в последние годы не мыслю себя без экспедиций в Ржевский район…
\
ПАТРИОТИЗМ – НЕ ИСКУССТВЕННАЯ ПРИВИВКА
Лидия Артёмовна рассказала, что сводный поисковый отряд Красноярского края работает на территории Ржевского района шестой год подряд:
– Дело в том, что сибирские дивизии в начале войны попадали на самые сложные направления – Московское (Калининский фронт) и Ленинградское (Волховский фронт). Именно здесь особенно много полегло сибиряков…
Патриотизм – не искусственная прививка! Любить Родину можно лишь тогда, когда знаешь её историю. Дети, которые приехали вместе со мной, – это мой 8-й класс, я у них – классный руководитель. Они знают, что «Вахта Памяти» – тяжёлая и трудная работа, но сознательно её выбирают. Знают, что их ожидает ржевская весна, болота, грязь и дожди, но дети едут сюда по доброй воле. Сами они работают, как «экскаваторы»: все раскопки зарывают за собой честно, а это ведь куда сложнее, чем поднять останки! Потому что когда ищешь – интересно, что ещё скрывается в земле, а вот когда зарываешь…
У меня нет проблемы набрать отряд – ученики в очереди стоят на несколько лет вперёд. Хотя понимают, что это не пионерский лагерь, а нелёгкая походная жизнь в палатке, весной, при нестабильной погоде. Да и ржевские болота – кто о них не знает!
Главное – чтобы мы помнили! Когда теряется историческая память – теряется всё: и патриотизм, и семейные традиции, и преемственность поколений.
– Лидия Артёмовна, как историк вы, наверное, это замечаете: чем дальше от нас Великая Отечественная, тем меньше мы о ней знаем…
– Да, между Первой и Второй мировыми войнами прошло буквально лет 20, но сегодня спросите у своих знакомых о Первой мировой – кто её помнит? Так, уйдут последние ветераны – уйдёт и история Второй мировой. Поэтому так важно, чтобы наши дети знали историю своей страны! Отправляясь в очередную поисковую экспедицию, мы с ними словно оказываемся на месте героев фильма «Назад в будущее». Приезжаем с ребятами на место былых боёв, и вот они – окоп, блиндаж… А чуть поодаль – воронка, где лежат погибшие. Это словно вернуться «назад в будущее», ведь ты держишь в руках подлинные артефакты той Великой войны. Думаю, это и есть истинное воспитание патриотизма.
Мой отец прошёл всю войну, и я часто его «пытала»: «Пап, расскажи!». Но отец предпочитал ограничиваться общими фразами. Когда же мы с ним приезжали на места былых сражений, вот тогда я многое узнавала! Его боевые товарищи могли не помнить, что было вчера, но то, что происходило с ними 15-20 лет назад, помнили отлично. Встречаясь, они начинали разговор с вопроса: «А ты помнишь?». Вот этот взгорок, а вон – тот бугорок, вот тут – бойцы полегли, а там – бомба взорвалась… И мне тогда казалось, что я сама проживаю всё, что происходило с ними.
Если сегодня рассказывать о войне общими, дежурными фразами, думаю, дети толком не поймут, о чём идёт речь. Они воспринимают информацию лишь тогда, когда сами её проживут и прочувствуют. Так начинается воспитание патриотизма в семье. Конечно, сегодня у нас очень много проблем в семейном воспитании – неполные семьи, финансовые трудности, вечная занятость родителей… Но в любом случае, это не означает, что современное поколение должно оставаться в неведении. Ведь историю делает каждая семья, из них складывается единая история большой страны. Поэтому мы с детьми начали погружение в историю с изучения семейных родословных.
\
ГРАЖДАНИН ИЛИ ПАТРИОТ?
– Сейчас, находясь на Ржевской земле, мы испытываем гордость за Ржев. Ведь мы понимаем: маленький городок на Волге, который был для немцев плацдармом для очередного наступления на Москву, не просто выстоял, но и сопротивлялся! Когда рассказываю детям, что в довоенном Ржеве проживало около 60 тысяч жителей, а после освобождения осталось полторы сотни ржевитян – это очень впечатляет! И дети понимают: вот она, реальная история страны!
Под Ржевом нам предстоит ещё очень много работы. Думаю, хватит не на одно поколение. Я очень ценю наши отношения с поисковым отрядом «Центр» (Москва). Это обычные люди, но они на неделю оставляют свою работу и семью, чтобы приехать в Ржевский район и вместе с детьми поработать на раскопках. Когда ребёнок прочувствует это событие, ему потом обязательно захочется прочесть книги о войне, встретиться с очевидцами тех событий. Это основа воспитания – вызвать у ребёнка желание познавать жизнь самому.
– Как любят говорить некоторые педагоги, ребёнок – не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь…
– Смотря какое горючее будет внутри.
– Считается, что сегодня дети в основной своей массе – потребители. Они понимают, что есть родители, которые обязаны обеспечить их будущее. Дети хорошо знают свои права, но намного хуже осведомлены о своих свои обязанностях. Школа в чём-то недорабатывает?
– Как мы помним, отечественная школа конца 80-х – начала 90-х давала совсем иное, более фундаментальное образование. Сегодня же мы бросаемся из крайности в крайность, не ведая, кого хотим получить «на выходе». Думаю, стране нужны хорошие люди, сознательно относящиеся к своему труду. Ведь основа всего – труд. Мы хотим воспитать гражданина, но забываем, что гражданин, прежде всего, трудится, а не берёт от жизни всё.
– Если взглянуть с иного ракурса – стоит воспитывать не только гражданина или хорошего работника, а просто счастливого человека?
– Человек, прежде всего, – существо общественное, которое понимает: помимо него, есть и другие люди. Эгоизм в умеренной дозе – неплохое явление: о себе тоже нужно думать. Но также следует думать и о других. Сегодняшние школьники – это поколение «лихих 90-х». Зачастую приходится им объяснять, что нельзя делать всё, что хочется, поскольку свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Но мы должны быть вместе, поскольку мы – люди. Попробуйте человека изолировать от общества! Получим биологическое существо, но будет ли оно человеком? Сомневаюсь. Ребёнок, развиваясь, общается, учится, то есть, вписывается в общество. И тогда мы можем надеяться, что «на выходе» у нас действительно получился гражданин, патриот и просто хороший человек.
У меня – пятеро детей, двое внуков, и, конечно же, я очень переживаю за их будущее. Вижу, что сегодняшней молодёжи приходится намного сложнее, нежели в своё время – нам. Мы заканчивали институты, получали распределение, и как молодые специалисты – даже бесплатное жильё от государства. Работали и понимали: страна «вложилась» в нас, а теперь мы «вкладываемся» в свою страну. Сегодня такого явления нет: с точки зрения обывателя мне сложно сказать, что «вкладывает» в нас государство…  Но о государственных проблемах судить не стану – это несколько иной уровень, нам многое не известно. Но одно знаю твёрдо: в любом обществе, в любом государстве нужны добропорядочные граждане. Поэтому свою задачу вижу в воспитании гражданина. Именно гражданина – честного человека, который умеет трудиться.
\
ВОИН ПО ИМЕНИ АХМЕТ
– Как молодому человеку объяснить, что он должен быть честным и порядочным? Необходима сильная мотивация.
– Изучение истории своей семьи, страны – чем не мотивация? «Вахта Памяти» – отличная практика, которая длится две недели. Но всё остальное время мои ученики устанавливают места сражений, имена погибших, занимаются краеведением, работают в музеях – в нашей школе действует проект «Возвращение». Главное, чтобы дети понимали смысл того, что они делают. Например, мы нашли погибших, затем – их родственников. Родственники приехали – мне и говорить ничего не надо, всё понятно без слов. Поднимая солдат, осознаёшь, за что они погибли. За то, чтобы сегодня жили мы с вами.
– Лидия Артёмовна, у нас огромная страна. Чем отличается жизнь в Сибири от жизни в Центральной России?
–Люди везде одинаковые – различаются только погодные условия. Знаю историю Дона, изучила историю Сибири, теперь вот занимаюсь историей земли Ржевской.
– Нынешний поисковый сезон стал для вас успешным?
– Да. На момент нашего разговора удалось поднять останки 11 погибших. Вчера подняли 11-го бойца с именным медальоном. Это большая редкость – солдаты их не любили, называли «медальонами смертника». Медальон находился в немецкой гильзе – видимо, поэтому так хорошо сохранился. Воин оказался таджиком – Ахмет Валеев. Будем надеяться, что родственники Ахмета обязательно найдутся!
\
КАЖДЫЙ ДОСТОИН СВОЕГО КЕДРА
– У меня есть мечта – на следующий год привезти из Красноярска в Ржевский район родственников погибших солдат. Для меня это рабочий проект – «Наследники Победы». Понимаю, что родственники вряд ли приедут на братские захоронения самостоятельно: до Ржева ещё доберутся, а дальше? Хорошо, если хотя бы по два человека от каждой семьи приедут – вот где было бы общение поколений!
Ведь сидя дома, мы мало говорим об истории собственной семьи – больше о политике. А вот когда человек приезжает на место, где погиб его близкий, тогда сразу гордость появляется – я там был, видел, знаю! Повторюсь – историю страны творит каждый из нас.
– Лидия Артёмовна, каким вам показался Ржев, с какими чувствами покидаете наш город?
– Кажется, у вас дороги «бомбят» регулярно! Приезжаю в шестой раз, и такое впечатление, что город всё ещё находится на осадном положении. Понятно, отремонтировать городские магистрали жители самостоятельно не могут, но ведь можно заняться озеленением своих дворов, балконов. Нельзя требовать всего и сразу только от администрации города – горожане и сами могут что-то делать. Впечатление ухоженного города Ржев не производит, но города древнего – да! Рассказывая на уроках истории о героях Отечественной войны 1812 года, обязательно про Ржев и Сеславина вспоминаю…
Уезжаю из города с надеждой, что обязательно сюда вернусь! Ведь ещё не на всех воинских мемориалах мы кедры посадили. Шесть лет назад пыталась обнаружить в Ржеве памятную доску, свидетельствующую, что здесь сражались сибиряки. Когда её не нашла, мы с детьми просто посадили Аллею памяти воинов-красноярцев. По сложившейся традиции привозим в Ржев саженцы сибирского кедра. В Сибири есть такой город – Уяр, там в лесном питомнике выращивают сибирскую сосну, кедр сибирский. Нам дарят замечательные саженцы, чтобы дети высаживали кедры на мемориалах.
По большому счёту, каждый достоин своего кедра! На сей раз, мы высадили кедры у музея «Ставка Сталина» в деревне Хорошево. От всего сердца желаю, чтобы на героической Ржевской земле кедры росли и сосны поднимались – это же так здорово! Страна у нас одна, хоть и большая, и порядок в ней зависит от каждого из нас.

– Благодарю вас за интервью.

Ирина КУЗНЕЦОВА. Фото из личного архива

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.